Архитектурное наследие Греции в Петербурге

Греки оказали огромное влияние на многие сферы жизни человечества. Их архитектурные изобретения , распространившись по всему миру, не теряют актуальности на протяжении многих столетий. В облике Петербурга также прослеживаются черты греческого полиса.


Одним из главных новшеств эллинов стала ордерная система. Это определенный порядок архитектурных форм, таких как: колонна с капителью, антаблемент (то, что находиться над колонной). Видов ордеров существует 3: дорический, ионический и корифинский.

Пример дорического ордера. Здание биржи. Фото: uchitnet.valuehost.ru

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Дорический ордер связывают со Спартой, в противовес ионическому ордеру, который связывают с Афинами. И Спарта, на самом деле, выглядит деревней, по сравнению с Афинами, если сравнивать с архитектурной точки зрения. Ранние версии этого ордера можно встретить на полуострове Пелопоннес, в Олимпии, например. Но тем не менее своего развития ордер достигает именно в Афинах. В Петербурге Биржа -- единственное здание, полностью воспроизводящее архитектуру греческого храма. Фасады окружают 44 одиннадцатиметровые колонны дорического ордера, отстоящие от стен более чем на четыре метра. Таврический дворец и Дом Юсуповых на Мойке, Аничков дворец также опираются на дорическую колоннаду.

Пример ионического ордера. Башня Адмиралтейства. Фото: spbtravelgroup.ru

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности, нарядности и грации. Витрувий усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте». В северной столице характерным памятником ионической архитектуры является Адмиралтейство. Композиционный центр представляет собой сооружение, квадратное в плане. На нем покоится надстройка, окруженная ионической колоннадой и увенчанная шпилем. Женственный ордер довольно распространен в городе на Неве. К нему принадлежат: Троицкая церковь, Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Екатерининский дворец, Воронцовский дворец.

Пример корифинского ордера. Колоннада Исаакиевского собора. Фото: otzyv.ru

В Коринфе, знаменитом городе Пелопоннеса, был впервые изобретен ордер, называемый коринфским. Он более украшенный и стройный, нежели ионический и дорический. И наиболее сложен в построении по сравнению с остальными. При этом ему присуща особая визуальная гармония и изящество, он самый пышный и богато украшенный, что соответствовало богатой частной жизни. Капитель обвивают листья лопуха. Ордер ассоциируется с девичьей и юношеской энергией. В Петербурге элементы этой архитектурной системы можно усмотреть в Исаакиевском, Казанском соборах. В Михайловском, Елагинском, Строгановском, Павловском, Мариинском, Шереметьевском, Мраморном, Николаевском и многих других дворцах.


Грекам принадлежит авторство не только ордеров, но и отдельных архитектурных форм. Это портик, колоннада и двойная колоннада. Портик — выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой. Ярчайшим примером двойной колоннады является Казанский собор.

Двойная колоннада Казанского собора Фото: modamix.net

Интересное сходство греческого полиса и северной столицы – огромное количество внутренних двориков. Ограниченный в конструктивных и технических средствах и эстетических воззрениях, греческий домовладелец при строительстве руководствуется функцией, интуитивно перенимая форму, сложившуюся с первобытных времен, когда вокруг очага располагалось жилище. Между V и II веками до н.э. на территории Древней Греции появляются первые атрии - открытые внутренние дворики, окруженные колоннами и сообщавшиеся с периферийными жилыми пространствами. Так, например, большой атрий имеют Гостиный двор и Академия Художеств.


Орнаментальные украшательства, также не были чужды грекам. Мотивы меандра – самого известного орнамента эллинов встречаются на фасаде Главного штаба. Он символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Меандр на здании Главного штаба. Фото: liveinternet.ru

Скульптура – еще один инструмент перенимания греческих традиций. Основатель города на Неве — Петр Первый – понимая всю магическую силу древних изваяний, решил привнести в своё творение произведения древней цивилизации. На его примере многие жители так же стали украшать свои дома копиями работ древних мастеров. Особое место мифологические герои заняли в убранстве общественных строений: театров, библиотек, музеев, учебных заведений, торговых учреждений, больниц и прочих. На здании Александрийского театра мы видим изображение Аполлона на колеснице в окружении муз. Биржа на Стрелке Васильевского острова украшена статуей Посейдона со свитой. Богиня Афина поселилась на Академии Художеств. У здания Горного института развернулась драматическая история, повествующая о похищении Аидом красавицы Персефоны. Российская Национальная библиотека и Этнографический музей находится под неусыпным контролем богини Афины.


Влияние греков на архитектуру Петербурга является огромным и многогранным. В городе на Неве элементы эллинской цивилизации читаются во всем: фасадах знаний, внутренних дворах, скульптуре, орнаментах, колоннах. Северные Афины – вот второе полноправное именование северной столицы.