Жизнь деревенских в тылу


Про Савина и Вассу Ишматовых, Петра Березкина, Дмитрия Красильникова и Марию Воробьеву по рассказам моих родителей.


В моей семье никогда не рассказывались военные истории. Но война затронула каждую семью. Мне хочется упомянуть некоторых членов моей семьи, каждый из которых по-своему приложил всевозможные усилия в то тяжелейшее время, и отдать им дань уважения.


Сельское население решало тяжелую и сложную задачу по обеспечению действующей армии и населения страны продовольствием. А все мои родственники проживали в деревнях и селах Удмуртской Автономной Социалистической Советской Республики.


Насколько мне известно, отец моего деда воевал в финскую войну и вернулся домой весной 1941 года. В этот же год его снова призвали на войну, но на этот раз не повезло — с фронта пришло письмо, что Савин, так звали моего прадедушку, пропал без вести. До сих пор никому не известна его судьба. Жена Васса осталась с маленьким сыном Виталием (мой дед), а в конце 1941 года родила дочку Руфину. В военные годы она жила с семьей в селе Алнаши и работала от заката до рассвета. Ведь не работать было нельзя, иначе – тюрьма или ссылка. Всех пригодных мужчин из села забрали на фронт, поэтому вся работа легла на плечи женщин и детей. На территории республики был введен 15 – 16 часовой рабочий день. Под старость лет своей долгой и тяжелой жизни, жила она вместе с семьей сына в селе Завьялово. До сих пор мой отец с теплотой вспоминает эту сильную, хозяйственную женщину, которую в семье называли ласково «нэнэйка», что в переводе с удмуртского и татарского означает «старая бабушка». Пока сын с женой целыми днями работали, она растила внуков, занималась хозяйством и рассказывала удмуртские легенды и предания, которые потом мне рассказывал мой отец. Как до войны, так и во время неё, «нэнэйка» работала в колхозе, как и все жители деревень. Всех лошадей забрали на фронт, поэтому крестьянам ничего не оставалось, как обрабатывать землю вручную. А помимо этого каждая семья держала еще собственный участок, который тоже необходимо было обрабатывать! Но все продукты все равно уходили на фронт, даже с огородов, в посылках для солдат. Не только продовольствие было в этих посылках, но и варежки, и шапки, которые вязали маленькие девочки и бабушки. Помимо работы в колхозах, мой папа в своем рассказе о жизни бабушки упомянул работу на лесоповале. Чем же занимались женщины, а в частности моя прабабушка, на лесоповале – исконно мужском роде деятельности? Валили лес! Женщины не только рубили и сами валили гигантские деревья, но и таскали их на себе. Обрывали ветки, кололи на дрова и организовывали доставку. А управляли и помогали им старики-калеки, которые имели хоть какой-то минимальный опыт в этом деле. В любую погоду эти сильные женщины выходили на работу (за которую, разумеется, не платили, а засчитывали трудодни), чтобы своими сильными руками и крепкими спинами помочь стране одержать победу. Невероятная сила воли, любовь к жизни и вера в победу, которые проявила моя прабабушка и остальные женщины вызывают у меня подлинное восхищение. Вот что по-настоящему называется «сильные женщины»! Разумеется, от этого здоровье у всех потом было испорчено, но «нэнэйка» прожила долго и даже успела увидеть правнуков.


Дяде моего дедушки повезло немного больше, чем его отцу. Петр Березкин вернулся с войны, но с тяжелейшим ранением в живот. Хоть его и наградили медалями, тело его до конца дней рассекал гигантский шрам.


Отца бабушки со стороны моего папы на фронт не взяли по состоянию здоровья. Дмитрий Иванович Красильников, работал трактористом, комбайнером, пастухом, пчеловодом в колхозе «Мотор» Алнашского района Удмуртской АССР. Еще с детства мне очень запомнился факт, который рассказывала бабушка, что ее отец варил мыло из собачьего жира у себя в хозяйстве. Мать, Васса Илларионовна Красильникова, была рядовой колхозницей. Было у них трое детей: Геннадий, Анатолий и Мария (моя бабушка). Детство их выпало на военные годы и воспоминаний о тех временах почти не осталось. С Геннадием и Анатолием я познакомиться не успела – оба рано скончались.


Мария Алексеевна Воробьева – моя прабабушка со стороны мамы – всю жизнь прожила в деревне Жуё-Можга Вавожского района Удмуртской АССР. Было ей около тридцати лет. Муж рано умер от туберкулеза. Несмотря на то, что жителям деревень жилось совсем капельку, но полегче, чем городским, жили и те, и другие впроголодь. Оба моих родителя рассказали о суровых рецептах военной кухни в деревнях. Чтобы хоть как-то прокормиться – пекли лепешки. Но это не просто лепешки из муки, яиц и тд. Состав меня поразил! В муку добавлялось все, что можно было найти: лебеда, корешки, семена щавеля, которые давали невообразимую горечь, а также мох и даже осиновые опилки! Представить современному человеку это вряд ли возможно...


Невероятный подвиг совершили люди, жившие в то время. Война — это страшное событие, не все мои родственники это пережили. И мне очень жаль, что до наших дней дошло так мало информации о моих родственниках. Но они были, они жили, трудились, воспитывали детей, помогали и делали всё, что было в их силах. Я очень сильно горжусь всеми сильными женщинами — труженицами тыла, которые обеспечивали армию и ковали победу своими руками!


Ишматова Анастасия Дмитриевна, 3 курс, 3-ГДА-1

Удмуртская республика, село Завьялово

Научный, художественный руководитель: Е. Н. Туголукова

Просмотров: 1
 БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ: 

 

Ноябрь 2017: Курс "Школа издательского дела и журналистики" 

 

Декабрь 2017: Курс "Телерадиожурналистика"

Январь 2018: Школа эффективных коммуникаций

 

Апрель 2018: Международный молодежный форум СМИ "Медиа-старт"

 

Июнь 2018: Школа медиа-бизнеса

Октябрь 2018: Школа event-бизнеса

 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • YouTube Social  Icon
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ПОИСК ПО ТЭГАМ:

© 2023 Артифакт. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Twitter Social Icon