Как в СПбГУПТД реализуется программа обмена опытом в области монументальной живописи



Одним из направлений развития кафедры монументального искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна сегодня является объединение отечественных и зарубежных специалистов в области монументального искусства для конструктивного диалога и обмена профессиональным опытом. Для этих целей монументалисты из СПбГУПТД запускают важные с точки зрения идеологии преподавания, мероприятия, в том числе выставки «Творческая весна», «Созвучие», не первый год привлекающие внимание художников-монументалистов, теоретиков искусства, культурологов, искусствоведов, филологов из разных стран мира, и масштабная международная конференция «Актуальные проблемы монументального искусства».


Еще одним шагом в развитии сотрудничества вузов в области монументальной живописи стало инициированное кафедрой открытие в главном здании СПбГУПТД на Большой Морской, 18 выставки студентов Санкт-Петербургской академии имени Ильи Репина под названием «Учебный рисунок мастерской монументальной живописи А. К. Быстрова».


«Выставка адресуется широкой аудитории: это и студенты художественных и дизайнерских специальностей, преподаватели, интересующиеся изобразительным искусством. Наша кафедра придерживается традиционной классической методики работы над рисунком и полностью разделяет взгляды монументалистов Академии имени Ильи Репина. На кафедре монументального искусства СПбГУПТД в проектной деятельности на определенном этапе допускается использование современных компьютерных технологий и это, пожалуй, является отличительной особенностью. Выбранный нами подход подобного взаимодействия безусловно способствует развитию монументальной живописи», - комментирует Дарья Антипина - представитель и последователь петербургской академической классической школы живописи, член Союза Художников России, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой монументального искусства СПбГУПТД.


Актуальность выставки обусловлена прежде всего вкладом Александра Быстрова в создание методики обучения, суть которой состоит в интеграции профессионально ориентированных задач в структуру дисциплины «Рисунок» без подрыва её академической направленности. Возглавив персональную мастерскую в 2009 году, Александр Быстров определил магистральное направление процесса обучения: «освоение законов монументальности как творческой задачи».


Подробнее о выставке с в интервью с Александрой Быстровой.


- Расскажите поподробнее о выставке?


- На выставке представлены 40 учебных рисунков студентов III, IV, V и VI курсов мастерской монументальной живописи А. К. Быстрова Санкт- Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (ранее Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). Работы выполнены в период с 2010 по 2020 гг. под руководством доцента кафедры рисунка Анны Ивановны Дендериной и представляют собой своеобразный отчет о учебно-творческой деятельности мастерской.


Зрители могут ознакомиться с различными видами заданий: «Рисунок крупнее натуральной величины», «Рисунок фигуры в заданную геометрическую форму», «Композиционный рисунок по воображению», «Костюмированный портрет» и т. д., а также увидеть различные графические техники: полихромный рисунок, рисунок сангиной, темперой, рисунок в технике процарапывания и т. д. Подробная информация о целях и задачах каждого вида заданий изложена в учебно-методическом пособии А. И. Дендериной «Учебный рисунок в мастерской монументальной живописи».


- Кто является организатором?


- Выставка состоялась по инициативе преподавателей монументальной мастерской А. К. Быстрова Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (А. И. Дендерина) и заведующего кафедрой монументального искусства СПбГУПТД Д.О. Антипиной.


- Какая главная идея и концепция выставки?


- Данная выставка является одной из цикла выставок, задуманных с целью поделиться накопленным опытом в области преподавания рисунка будущим художникам-монументалистам. Первая выставка состоялась в 2019 г в музейно-выставочном комплексе РАХ, вторая в 2020 г в РГПУ имени А. И. Герцена, и вот сейчас третья – в СПбГУПТД. Основная подборка учебных работ сохраняется неизменной, но регулярно пополняется новыми рисунками.


Важно отметить, что на кафедре монументально-декоративной живописи СПбГУПТД преподают выпускники мастерской монументальной живописи А. К. Быстрова, например, И. И. Баранова, в настоящее время являющаяся практикующим художником-монументалистом. Учебные рисунки данных преподавателей могут быть особенно интересны, обучающимся у них студентам. Дружеское общение и обмен опытом между монументалистами двух вузов несомненно будет способствовать расширению педагогического потенциала преподавателей и повысит заинтересованность рисунком учащихся.


- Чем регламентирован такой формат работ?


- Поскольку авторы представленных на выставке рисунков обучаются в мастерской монументальной живописи, то для них совершенно необходимо владеть навыками создания крупноформатных изображений, включая рисунки больше натуральной величины. Как известно, монументальная живопись оперирует по преимуществу большими формами и рассчитана на восприятие с расстояния. Это требует соблюдения определенных принципов построения изображения (обобщения формы, стилизации, учета точки зрения, усиления контрастов и т. п.). Кроме того, в крупноформатном рисунке возможно подробно изобразить (а значит лучше изучить) то, что в рисунке стандартного размера будет лишь приблизительно намечено.


Помимо представленных на выставке двухметровых рисунков в мастерской А. К. Быстрова студенты создают рисунки четырехметрового размера. К сожалению выставочные площади не позволили нам продемонстрировать сейчас эти работы. Само собой разумеется, что рисунки классических академических размеров (160 или 100 см в высоту) является наиболее распространенным учебным форматом. И они тоже представлены на выставке.


Также в мастерской проводится специальное задание – рисунок в заданную геометрическую форму, как правило, круг, овал или тимпан. Несколько таких работ представлены в экспозиции. Подобные задания напрямую связаны с особенностями осваиваемой студентами профессии, ведь, как известно стена, окно или потолочный плафон не всегда имеют четырехугольную форму.


- На какую аудиторию создаются такие масштабные полотна?


- Это учебные рисунки, поэтому ни о каком расчете на аудиторию не может идти речь. Учебный рисунок преследует сугубо учебные задачи: изучение формы, пластической анатомии, тональных отношений и т. д. В контексте монументальной мастерской в учебный монументальные приемы изображения: декоративность, обобщение формы, силуэтность, уплощение пространства.


- Какой сейчас спрос на монументальную живопись?


- Выпускники мастерской монументальной живописи А. К. Быстрова, как правило, успешны в профессиональном плане. Например, выпускница нашей мастерской Ирина Баранова (в настоящий момент преподаватель кафедры монументального искусства СПбГУПТД) выполнила комплекс монументальных панно на станции петербургского метрополитена «Беговая».


- Кто авторы самых оригинальных работ?


- Об оригинальности учебных рисунков говорить неуместно, поскольку студенты воплощают определенные учебные задачи, узко сформулированные преподавателем в постановке.


- Как монументалисты живописцы находят сейчас заказы? Кто их заказчики?


- Находить заказы выпускникам мастерской помогает инициатива и хорошая профессиональная подготовка.


Основные заказчики: государство, церковь, частные лица.


- Что дает студентам СПбГУПТД участие в этой выставке?


- Для студентов СПбГУПТД, как было сказано выше, полезно творческое общение и взаимодействие, обмен опытом. Есть возможность лично познакомиться со студентами и художниками-педагогами монументалистами другого вуза. Выставка имеет важное методическое значение-приобщение к достижениям старейшего художественного вуза России, имеющего почти трехсотлетнюю историю воспитания художников классического направления.


Представленные на экспозиции работы могут в равной степени быть полезны и дизайнерам СПбГУПТД, поскольку законы рисунка универсальны, хоть каждая специальность и имеет свою специфику.