Мария Иванова-Очерет: «Башлачев обозначил короткую и яркую эпоху русского рока»


Первый в России форум краудфандинга «КраудДвиж» проходил с 5 по 6 октября в Лофт-проекте «Этажи». Одним из участников ярмарки крауд-проектов была Мария Иванова-Очерет – художница и скульптор, автор памятника Александру Башлачеву, легендарному поэту и музыканту Ленинградского рок-клуба.


Мария рассказала «Студпрессе», как создавался памятник и на каком этапе находится работа.

https://vk.com/photo-210461950_457239389

– Как пришла идея памятника?

– Были люди, которые хотели увидеть памятник Башлачеву. Поэтому они обратились ко мне, как художнику-скульптору и такому же поклоннику. Это было довольно давно. Я до сих пор веду этот проект, он уже близок к завершению.


– В процессе создания макета Вы руководствовались исключительно своим художественным видением или еще советовались с кем-то?

– Идея моя, но я советовалась с друзьями Башлачева и некоторыми специалистами. На ярмарке представлено несколько макетов – это предварительные варианты. Таким путем мы искали лучшее пластическое решение. На первом этапе у меня были помощники, а к большой скульптуре приступила сама.

https://vk.com/monumentbachlachev?z=photo256855240_457243212%2Fwall256855240_3817

– Фигура Александра Башлачева будто бы взбирается по ступеням. В этом заложена какая-то мысль?

– Подъем по лестнице говорит о его взлете и уходе. О его творческом пути к Небу, к высоким материям. Это символическая лестница. В христианской религии есть понятие «лествица». У Башлачева была короткая жизнь, в творческом отношении очень насыщенная, яркая. Александр оставил небольшое количество произведений, но среди них значительное число шедевров.


– Есть ли еще какие-то отсылки к творческим особенностям и к творческому пути автора?

– На одной части представленных макетов Башлачев в обуви, а на другой босиком. В окончательном варианте он бос. Это обнаженная душа поэта, что очень соответствует его песням.


Также тут присутствует гитара, потому что он называл себя человеком поющим, хотя это поющий поэт.


Колокольчики на груди СашБаш носил, а песня «Время колокольчиков» – это одна из главных программных вещей поэта. Башлачев обозначил короткую и яркую эпоху русского рока.


И еще здесь есть обращение к публике. Он восходит, но в то же время оглядывается на зрителя. Башлачеву был важен контакт с тем, кто его слушает. Даже записываться он мог, только если его слушали, потому что он работал на людей. И это диалог с нами, теми, кто на него смотрит, кто его слышит, помнит. Этот жест более сложный, он условный. Башлачев будто что-то декламирует. В любом случае обращается своим творчеством «ко мне и к тебе».

https://www.maria-art.com/arxiv

– На каких-то макетах Башлачев в футболке, а где-то с голым торсом…

– Мы остановились на варианте с футболкой. Это его самый частый «сценический костюм».


– На каком этапе находится работа?

– Мы проводили несколько краудфандинговых кампаний на платформе Planeta.ru. Последним этапом был сбор средств на отливку из бронзы. Работа сейчас хранится в надежном месте и в хороших условиях. Сама скульптура готова, но, чтобы все доделать, еще необходим постамент и работа с завершающими документами, связанными с установкой. Думали завершить проект в этом году, но он оказался очень тяжелым.


Поддержать проект могут все желающие, воспользовавшись реквизитами на официальном сайте скульптора (https://www.maria-art.com/pomoch-proektu).


Справка: «Лествица, или Скрижали духовные» – труд преподобного Иоанна Лествичника, созданный в VI-VII вв. Книга состоит из 30 глав – «ступеней» лестницы духовного восхождения, каждая из которых посвящена добродетели, которую нужно приобрести, или страсти, с которой нужно бороться.