Модный приговор из бересты

Стать моделями берестяных изделий и узнать историю скромной мастерской народного мастера из Кронштадта нам удалось во время поездки в минувшее воскресенье.


Непримечательное здание в центре Кронштадта. Стоит на перекрестке улиц. Словно портал перед нами открывается черная железная дверь одного из домов.


Темно. Ловким движением руки наш проводник включает свет в помещении. Окна закрыты жалюзи. Тусклый свет осветил то, ради чего мы пришли.


Каждая из стен увешена работами из бересты. Слева от нас целый ряд различных чудных шапок. Повсюду как маленькие, так и большие фигурки. В стороне виднеется целая берестяная люлька.

Фото автора

Наш, казалось бы, таинственный проводник – вовсе не безвестный. Это Валерий Михайлович Сартаков, – кронштадтский народный мастер, специализирующийся на бересте. Непростой человек. Даже с отсутствующими пальцами на левой руке приспособился создавать шедевры. Сегодня он читал нам лекцию в центральной библиотеке города и представлял свою выставку. Но сейчас мы попали в его мастерскую.


Чувства очень смешанные. Не знаем, за что зацепиться взглядом в первую очередь. Очень много необычных вещей вокруг. Валерий видит это и проводит нас дальше.

Фото автора

Мы обращаем внимание на стены маленького прохода. Они заклеены бумагами и фотографиями. Афиши выставок еще с двухтысячных годов. Дипломы и благодарности.


– А это моя племянница. Видите, не хоть бы где напечатали, а на плакате избирательной комиссии Ленинградской области, – улыбаясь, указывает Валерий Михайлович на изображение девочки в берестяных украшениях.

В углу – берестяной костюм: плащ и шапка.

Фото автора

Большая светлая комната. Посередине стол с креслом. Над ним висит портрет президента и подаренный из запасников Эрмитажа российский герб. Рамок на стенах еще больше. Пестрые афиши выставок, грамоты, дипломы, огромное количество фотографий еще с советских времен.

Фото автора

Не успеваем заметить, как Валерий Михайлович уже показывает нам какую-то досочку.


– Я же сначала резьбой по дереву занимался, но потом как-то отошел от этого, вот и не закончил этот узор. Тут должно было быть такое деревянное кружево, видите?

Фото автора

Пока разглядываем резьбу, уже слышим голос из-за спины. Сартаков показывает старую книжечку и горделиво говорит о том, что здесь напечатана его статья. В ней мастер призывает создать организации внешкольного воспитания.


Валерия Михайловича сильно трогает эта тема, в первую очередь, как мастера такого редкого промысла:


– Сохранять и передавать знания, тем самым вкладываясь в культуру, – это ведь намного дешевле, чем потом тратить огромные деньги на археологию и все восстанавливать!


Дипломы и афиши – не только на русском, но и на других языках! Французский, английский. Тут на столике и швейцарский путеводитель по Петербургу. По три выставки за год в зарубежных странах у Сартакова было. Даже китайская виза где-то спряталась.

Фото автора

– Девочки, а примерьте шапки! – восклицает Валерий Михайлович.


Мастер протягивает нам невероятные вещи. Шапка с двумя большими рогами. Берестяная шапка-ушанка. Какой-то маленький головной убор, похожий на кокошник.


Сартаков приносит и предлагает примерить мне берестяную жилетку. А сам достает фартук. Кожаный длинный с берестяными квадратами. В этом фартуке больше тысячи стежков! В общем целый берестяной модный приговор.

Фото автора

Наша экскурсия в новый мир подошла к концу. Мы прощаемся с этим невероятным человеком. Он, конечно, очень не хочет нас отпускать, но нам уже пора.


Идем по осенней улице, а в руках у нас пакет с пирожками. Валерий Михайлович угостил.