top of page

Молчать нельзя рассказывать

Темная ночь. Воды Балтийского залива. Окрестности города Пиллау. Один из фашистских катеров охранения видит силуэт подводной лодки. Отправляет запрос семафором, но не получает толкового ответа. И тут слышен громкий взрыв двух торпед. Огромное судно «Вильгельм Густлофф», на котором находится несколько тысяч немецких подводников и беженцев, уходит ко дну.

Командир подводной лодки С-13 капитан третьего ранга Александр Маринеско, лето 1945 года. Фото с https://goo.su/lNO7

Виновником одной из самых крупных трагедий фашистской Германии стал Александр Маринеско. Сто десять лет со дня его рождения исполняется 15 января этого года.


Александр Иванович Маринеско – советский моряк-подводник. Родился 2 января (по старому стилю) 1913 года в Одессе. Будучи командиром подводной лодки С-13, стал широко известен потоплением 30 января 1945 года плавказармы военно-морского флота нацистской Германии «Вильгельм Густлоффа». В результате этой «атаки века» погибло, по разным оценкам, от 3700 до 9300 человек.


Личность этого человека интересна и отчасти загадочна. А загадочна она потому, что об Александре Маринеско всегда стараются говорить с крайней осторожностью. Нам удалось пообщаться с людьми, которые основательно изучают биографию «главного врага Гитлера».


Либо артист, либо моряк

Ион и Татьяна Маринеско со своими детьми Александром и Валентиной. Фото с https://goo.su/lNO7

Александра Маринеско можно назвать потомственным моряком. Его отец, моряк румынского флота Ион Маринеску, бежал в Одессу от приговора: быть повешенным за избиение офицера. Иону удалось освоиться на одесской земле, остепениться и к сорока годам жениться на крестьянской девушке Татьяне Коваль. Чуть позже в семье родился мальчик, которого назвали Сашей. Родители юного сорванца и предположить не могли, что их сын будет известен как «подводник N1».


Довоенную биографию Александра Маринеско нам рассказал Владимир Николаевич Шатров, заведующий Кронштадтским морским музеем.


– Александр Маринеско, как все дети той поры, принадлежал улице. Вся его жизнь проходила около моря. В мальчика, как и во всех одесситов, было заложено стать либо артистом, либо моряком. Любовь юного Маринеско к морю и к кораблям, стоящим на рейде, помогла сделать очевидный выбор.


Уже в 13 лет, будучи помощником матроса, он проходил практику на корабле. Позже Александр экстерном закончил школу юнг. В 1926 году его без экзаменов приняли в техникум морского транспорта. По окончании, получив диплом штурмана, был назначен на корабль четверым помощником. Маринеско быстро продвигался по карьерной лестнице и уже через несколько месяцев стал вторым помощником.


В 1933 году его призвали в Рабоче-крестьянский Красный флот, где Александр получил свою первую должность. К маю 1939 года дорос до командира подводной лодки М-96.

Александр Маринеско в молодости. Фото с https://goo.su/eNUj

Капитан всегда прав!


В этом качестве Маринеско и начал войну. Советские подводники на Балтике терпели неудачи и быстро оказались в сложнейшей ситуации. Немцы перегородили Финский залив минными полями и противолодочными сетями. Прорваться через них было почти невозможно. Однако иногда это все же удавалось. Такая «удача» подвернулась Маринеско в августе 1942.


А. И. Маринеско очень мало рассказывал о войне, редко выступал на публике. Поэтому подлинные слова Александра Ивановича о его первом боевом походе можно назвать бесценным наследием.


– Прошло десять суток. Топливо на исходе. Противник не обнаружен. 14 августа утром начали обратный переход с прорывом противоположного барража.


Когда прошил барраж у берега Порккала-Уд, акустик доложил, что слышит частые взрывы. Что это было? Поднимаю перископ, осматриваюсь. Вижу транспорт водо измещением около семи тысяч тонн и две шхуны, идущие в охранении трех катеров. Это они в порядке профилактики бросают глубинки. Лег на боевой курс, определив предварительно элементы движения транспорта. Дал залп из правого аппарата. После взрыва увидел в перископ поднятую корму с вращающимся гребным винтом: транспорт тонул. Катера сначала сбились в кучу, а потом ринулись бомбить район. Опустив перископ, оторвался.


И ни слова о том, что противник бомбил подводную лодку глубинными бомбами, вышел из строя гирокомпас. О том, что увел поврежденную подводную лодку не на те курсы, где его ждал противник, а почти к его берегам, как раз в обратную сторону. Четверо суток ремонтировали, рискуя ежечасно.


За этот поход орденами Красного Знамени были награждены четверо членов экипажа, орденом Красной Звезды – восемь старшин и матросов, все остальные – боевыми медалями. А. И. Маринеско был награжден орденом Ленина.

Командир подводной лодки М-96 капитан-лейтенант Александр Маринеско (справа) и командир подводной лодки М-102 капитан-лейтенант Петр Гладилин (слева), 1941 год. Фото с https://goo.su/lNO7

Однако карьера молодого командира складывалась далеко не безоблачно. У него постоянно возникали проблемы с дисциплиной. Например, еще до войны с Германией он оказался виновником пожара на лодке своего друга, командира подводной лодки М-97 капитан-лейтенанта А. И. Мыльникова. В период 1939-1940 годов в разгар советско-финского конфликта на подводных лодках Краснознаменного Балтийского флота возникла «мода»: офицеры стали отращивать себе бороды, заваливать свои каюты грудами ненужных навигационных карт, и, нарушая инструкции по технике безопасности, курить внутри лодки. Четвертого февраля 1940 года внезапно возник пожар в каюте командира подводной лодки М-97. Причиной возгорания стал не затушенный окурок, брошенный командиром М-96 капитан-лейтенантом А. И. Маринеско в бумажный хлам в самому уголке каюты. Оба командира покинули каюту, не заметив, как за их спинами огонь начал охватывать помещение. По этому поводу командир бригады подводных лодок Н. И. Виноградов в приказе отметил, что некоторые командиры превратили свои каюты в «свалки мусора и вообще потеряли навыки культурного отношения к жилым помещениям…».

А еще Маринеско всегда предпочитал действовать так, как казалось правильным именно ему, не сильно прислушиваясь к мнению начальства. Окончательно утвердил его в этом следующий эпизод, который стал еще одним подтверждением личной истины Маринеско: «Командир подводной лодки всегда прав!».


В начале ноября 1941 года, высаживая группу разведчиков в тыл врага, Александр Иванович предложил собственный вариант приема на борт подводной лодки группы после выполнения ею задания. Офицер штаба, находившийся на М-96, смог навязать свой план встречи разведчиков. Как итог, штормовые волны зимнего моря перевернули одну из шлюпок, и захваченный в плен штабной офицер и несколько разведчиков погибли. Ответственность за это, безусловно, нес штабной командир. Однако А. И. Маринеско долго корил себя за то, что не настоял на своем безопасном решении. В дальнейшем подобных ошибок Александр Иванович старался не повторять и никогда и никому не позволял на подводной лодке вмешиваться в принятые им планы и решения.


Как победа спасла от беды


В 1944 году, после капитуляции Финляндии, подводные лодки советского Балтийского флота перебазировались на полуостров Ханко и в другие порты этой страны. К этому времени Александр Иванович уже командовал более крупной лодкой С-13. И тут произошло событие, которое чуть не положило конец карьере военного моряка.

ПЛ серии IX-бис С-13. Фото с https://goo.su/eNUj

Расскажу его так, как сама услышала от кронштадтского краеведа, отставного военного моряка Андрея Витальевича Пирогова. По словам моего собеседника, он сам узнал это из уст одного из моряков С-13, сигнальщика лодки.


– В середине Великой Отечественной войны освобождают от фашистов Финляндию. Подводный флот из Кронштадта уходит в Хельсинки. Там Маринеско знакомится с одной девушкой. Она является хозяйкой ресторана и гостиницы. В то время проходили новогодние праздники. И во время празднования в ресторане какие-то финны начали негативно высказываться о российских моряках.


По словам Андрея Пирогова, Маринеско не смог сдержаться и ударил кулаком финна, который как раз был зачинщиком бурного обсуждения. Финн упал, и тут Маринеско увидел, что тот инвалид. Остальные присутствующие были недовольны тем, что советский офицер так поступил и начали на него наговаривать.


«Их много, а Маринеско один», – дополняет рассказчик. Хозяйка, став очевидцем сложившейся ситуации, спрятала Маринеско. В этой гостинице он пробыл несколько дней, пока финны не разошлись.

Тут Александр понимает, что должен был еще сутки назад выйти в море, а он задержался в гостинице. Капитан не отчаивается и быстро собирается в поход на выполнение поставленной боевой задачи.

Пиллау (ныне Балтийск) с высоты птичьего полета. Фото с https://goo.su/Fsmv

Ночью он приближается к городу Пиллау. Там была большая учебная часть немецких подводников. Он услышал огромное количество винтов. Всплыл и в надводном положении начал изучать ситуацию: что за корабли, какие размеры и тоннаж? Решает атаковать. Приказывает нырнуть и под этими кораблями уходить в сторону берега. Всплывают. Видит силуэты и выбирает самый большой. Огней нет, обозначений нет. Один из фашистских катеров охранения замечает силуэт подводной лодки. Подходит к лодке и семафором делает запрос: «Ты кто?». Маринеско молчит. Опять: «Ты кто?». Опять молчит…


– Сигнальщик обращается к своему командиру. Говорит: «Третьего сигнала может не быть, могут начать атаковать, нужно что-то сказать». Маринеско ему отвечает: «Пиши, что хочешь». И тот написал. Текста было много, но единственное цензурное слово – Гитлер, – рассказывает Андрей Пирогов.


Фашист отвечает: «Не понял, повтори». Вместо «повтори» Маринеско дает команду стрелять. Две торпеды пошли в борт. Не дожидаясь, когда они попадут, Маринеско приказывает уходить в подводное положение. Немного отплыв, слышит под водой взрывы. Эти звуки означают, что все хорошо.


Немцы их искали, бомбили, но те уходили, скрывались. Когда все утихло, Маринеско вернулся и узнал, что потопил «Вильгельма Густлоффа». На лайнере находилось около десяти тысяч фашистов. И для фашистской Германии это происшествие стало большой трагедией: есть 72 подводные лодки, а экипажа на них нет.

Лайнер «Вильгельм Густлофф» в окраске плавучего госпиталя, 1939 год. Фото с https://goo.su/lNO7

За подвиг Маринеско, как полагается, заплатили, но ордена или медали не дали. А не дали из-за его проблем с дисциплиной. Грубо говоря, его подвиг позволил ему только сохранить свое звание и не получить выговор.


Финны-кофеманы


– Не удивительно, что Маринеско после Великой Отечественной войны был обижен на государство, – дополняет свой рассказ Андрей Витальевич. – Именно поэтому он не носил форму. Ордена и медали носил, а форму нет.


При этом Маринеско продолжал совершать поступки, которые в то время осуждались. Со слов нашего рассказчика, Андрея Пирогова, еще один из сослуживцев Маринеско раскрыл секрет: откуда взялся у капитана подводной лодки «Форд», машина для того времени в СССР крайне экзотичная.


– Маринеско каким-то образом знал, где хранились запасы кофе, которые были тогда совершенно не востребованными. И имел к ним доступ. Он переговорил своей знакомой в Финляндию, той самой владелице гостиницы, и капитан решил перевозить по несколько мешков зерна кофе в обмен на женское белье для женщин Ленинграда и Кронштадта.


Никто не знает, как именно, но эта девушка создала целый бизнес благодаря этому кофе. И по соображениям совести часть прибыли отдавала Маринеско. Тот, за недолгий период накопил огромное количество финских марок, которые в Советской России тогда ничего не стоили. Поэтому он своей финской подружке говорит: «Денег у меня много, а деть их некуда. Не могла бы ты мне найти машину? Хорошую, большую, чтоб я со своими товарищами мог комфортно кататься». И она ему находит американскую машину с открытым верхом и большим капотом. Но есть одно большое «но» – машина ярко-розового цвета.

Кофе может цениться очень дорого. Но может стать и причиной больших неприятностей. Фото с https://goo.su/V2GLIld

Вскоре после окончания войны Маринеско был снят с командования подводной лодкой и понижен в звании. Официальной причиной этому послужили его многочисленные нарушения дисциплины. После этого Александр Иванович подал рапорт об увольнении с флота.

Александр Маринеско в последние годы жизни. Фото с https://goo.su/eNUj

Скончался А. И. Маринеско 25 ноября 1963 года в Ленинграде.Заслуги Маринеско, как это случается, не были достойно оценены при жизни. Он умер в забвении и нищете.


Многие годы о нем не вспоминали. И только 5 мая 1990 года, по настоянию товарищей по оружию и творческой интеллигенции, Указом Президента СССР М. С. Горбачева капитану 3 ранга Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Но до сих пор идет спор относительно того, кем был Александр Маринеско для советского подводного флота.


Мы решили выяснить: знают ли что-нибудь про Маринеско современные молодые люди? Провели опрос среди студентов первого и второго курса Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Результаты показали, что только 27% студентов знают о заслугах великого моряка.


– Недавно беседовал о подвигах Маринеско с молодежью, – говорит Владимир Шатров. – Кстати, никто не знает, где могилы экипажа подводной лодки, которой он командовал. А я считаю, что не он один такой герой. Были и другие замечательные подводники: Грищенко, Калинин, Коновалов, Мохов, Гаджиев. Только мы о них не так много знаем.

Могила героя-подводника Александра Маринеско на богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото с https://goo.su/eNUj

Именно по этой причине мы хотим просветить молодое поколение и рассказать хотя бы о нелегкой и славной жизни Александра Ивановича Маринеско: моряка и человека.