Начинал ехать на телеге, а сейчас на спорткаре

Двадцать лет назад журналист получал информацию по дозвону из своих наработанных контактов. Сегодня он подписан на несчетное количество пабликов и каналов в социальных сетях и имеет в распоряжении сотню новостей в день!


Журналистика, вслед за современными форматами новостных медиа, меняется стремительными темпами. Можно сказать, что она еще в 90-х ехала на телеге, а теперь пересела на спорткар.


О том, чем же живут современный журналист и современная редакция, о «кликабельности» новостей и достоверных на сегодняшний день источниках информации рассказал член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, теле- и радиоведущий Олег Нефедов на лекции-беседе «Новости: прошлое и настоящее» в Центральной библиотеке им. К. Г. Паустовского.

Фото с vk.combibliolight.jpg

«Кликабельность» (гонка за просмотрами) сильно поменяла в современной журналистике подход к работе с материалом, содержанием и аудиторией. В погоне за ростом количества читателей многие редакции нередко прибегают к «желтым» новостям о скандальных личностях, резонансные высказывания которых печатаются в колонках газет на сотни тиражей.


Подобный пример отражает проблему смены приоритетов: сегодня публику интересует мнение медийной раскрученной персоны. В нашей пугающей реальности новостью становится то, что изначально ею не является и не представляет ценности.


«Я глубоко убежден в том, что не мы, как люди пишущие, говорящие, снимающие и показывающие, должны опускаться до уровня аудитории. Это аудитория должна подниматься до нашего, – комментирует работу СМИ спикер, – Ведь если привнести в массы что-то светлое, доброе и понятное, дающее развитие и воспитывающее правильный вкус, через определенное время аудитория этого потребует снова».

Фото с vk.combibliolight.jpg

Также в современных реалиях журналист должен все подвергать сомнению, поскольку большинство новостей деформированы (написаны понаслышке, с сомнительными комментариями или подложными фотографиями). Чтобы себя обезопасить, всегда обращайтесь к официальным источникам. Сайты министерств, комитетов и ведомств, информационные агентства и пресс-службы законодательного собрания – это проверенные ресурсы для новостей. Поэтому трезвый взгляд, анализ и в меру критический подход поможет всегда отличить зерна от плевел и обойти стороной фейковые новости.


В большой литературе не трудно найти пример того, как заведомо ложную информацию могут красиво преподнести, так что в нее поверит большинство. Олег Нефедов рекомендует прочесть основанный на реальных событиях роман Юлиана Семенова «Противостояние», а также трилогию «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона.


Работа следователя схожа с работой журналиста в плане поиска, анализа и сопоставления информации. Создание текста новости является для журналиста решением ребуса.

Фото автора

Спикер поделился универсальными для всех сфер деятельности советами, применить которые в своей жизни может каждый:


1. Много читайте бумажной литературы. Тактильная работа с листами и их перелистывание незаметно, но постепенно способствуют развитию воображения. Классика отечественная, зарубежная, так называемые сложные книги (философия, социология) обогащают наш язык. Ведь читая, мы незримо впитываем все, что было написано гениями.

2. Обязательно следите за работой «больших мастеров» (в сфере журналистики - известные репортеры, военные корреспонденты, за которыми наблюдаете в новостях) и читайте их монографии, слушайте их лекции.

3. Переслушивайте, пересматривайте и перечитывайте себя. Подобная работа позволит выявить тавтологии в тексте, основные ошибки при разговоре.

4. Пишите не только по работе. Маркером современности стали голосовые сообщения. Попробуйте их не использовать или свести к минимуму. Гораздо красочнее получится рассказать о ситуации, написав о ней. В тексте сразу формируется другая лексика, используются другие грамматические конструкции.