Неправильная классика

«Я хочу стать бессмертным, а потом умереть», – говорил он. У него получилось сделать и то, и другое.


О смерти на 92-м году жизни Жана-Люка Годара стало известно 13 сентября. «Наполеон мира кино» выбрал эвтаназию.


Спецпоказ фильма «На последнем дыхании» с лекцией Милы Двинятиной был проведен в память о режиссере в кинотеатре «Аврора».

Фото автора

Приверженец левых взглядов, резкий и парадоксально насмешливый в своих высказываниях, режиссер внедрил смелые приемы, которые «кололи глаза» современникам в 60-х годах. Годаровские элементы, сломавшие классику, породили непривычное зрителю кино, которое каждый раз, с великим счастьем, открывается по-новому.


Поколение Годара воспитано не только университетом, хорошей литературой и музыкой. Французская молодежь могла жить и мечтать в атмосфере прекрасной синематеки, данной им великим человеком, любившим, боготворившим и собиравшим кино в 30-40 годы – Анри Ланглуа. Это были французские классические и старые забытые фильмы, американские и русские, которые впоследствии стали классикой… Словом, множество картин разного качества и жанра. Такая эрудиция не прошла даром! Дебютное кино породило «французскую новую волну», дало импульс искусству кинематографа.

Фото с www.kino-teatr.ru

Годар ломает все, что было запрограммировано до него. Главный персонаж внешне не похож на героя классического кинематографа 60-х годов.


«Жан-Поль Бельмондо открывает целую галерею неправильных актеров с неправильной внешностью в роли главного неправильного героя с неправильным монтажом», – охарактеризовала героя картины Мишеля Пуакара Мила Двинятина.

Режиссер неправильно склеивает куски, отрезая от каждой сцены начало и конец, записывает звук прямо на улице.


«Все непривычно в его классических фильмах, но такое кино тоже можно снимать!», – рассказывает киновед.


В фильме много того, что объединяет кино разных стран 60-х годов: современная молодежь, любовь и флирт с девушками, походы по кафе и перемещение по городу на машинах, разговоры и чтение газет, – все тоже самое есть, к примеру, и в фильмах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», «Афоня». Кража машин перекликается с трагикомедией Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».


«На последнем дыхании» – первая полнометражная работа Годара. Это кино отличается стремлением к подлинности на экране и смотрится, по словам кинокритика Кирилла Горячока, «как артефакт времени». Этот Париж очаровывает и дышит жизнью. В него можно вернуться только средствами кинематографа.