Петербургский единорог

Какой главный транспортный символ города на Неве? Конечно же трамвай, который в этом году отмечает свое 115-летие со дня запуска первого вагона.

Фото автора

В минувшие выходные в Александровском парке устроили большой праздник в честь юбилея петербургского трамвая. В числе необычных экспонатов – состав по прозвищу «Хозяин», выпущенный в 1931 году, и другие необычные экспонаты.


«Хозяин» – трамвайный вагон МС-2 – свое прозвище получил за многолетнюю работу буксиром на Петербургском трамвайно-механическом заводе. В 2015 году вагон переехал в Василеостровский трамвайный парк, после чего началась его многолетняя реставрация, продлившаяся почти шесть лет. Вагон специально восстанавливали в качестве служебного.


В 60-е годы появились обновленные вагоны, так называемый «Стиляга».


После этого был ренессанс трамваев. Они приобрели более угловатые формы.

Сегодня трамваи становятся более обтекаемыми, что позволяет двигаться быстрее и легче.


Современные «богатыри на рельсах» не только органично вписываются в образ города, но и полностью обеспечивают безопасное пользование данным видом транспортом.

Если говорим о будущем, то в перспективе будет запущен беспилотный трамвай, который будет соответствовать третьему уровню по международной классификации. Программа будет бесперебойно считывать объекты дорожной сцены: пешеходов, светофоры, транспортные средства, дорожные знаки. Вдобавок ко всему, в системе будет заложена способность оценивать вероятность столкновения и предупреждать об этом водителя.


В вагоны добавятся кондиционеры и теплые полы. Ведь из-за традиционных для северо-западных широт перепадов температур в салоне образуются наледь, а теплые полы позволят этого избежать. Традиционно вагоны будут оснащены USB-розетками, а дополнительные сидения увеличат пассажировместимость до 138 человек.


Справка: История общественного транспорта в Петербурге берет свое начало в 1830 году. Тогда в городе появились омнибусы — вместительные кареты на 10–16 человек.


Спустя 33 года им на смену пришли конки – вагоны, запряженные лошадьми. Изначально их использовали в пригородах для перевозки грузов. 27 августа 1863 года конка впервые пробежала по Невскому проспекту на Стрелку Васильевского острова. За первый год эксплуатации она перевезла около 1,5 миллионов пассажиров.


Трамваи на электрической тяге в Петербурге появились только в 1907 году. Регулярное движение было запущено 29 сентября этого года. Первый маршрут под номером «4» соединил здание Главного штаба с 8-й линией Василевского остров. В вагон пускали не более 34 человек. Проезд для пассажира первого класса стоил шесть копеек, второго – четыре копейки. Через год оплата для всех стала одинаковой – пять копеек.