Позвольте себе похулиганить!

Кардио-тренировка и работа с информативной поверхностью черепа. Что еще нужно для успешного выступления на публике?

Фото автора

Мастер-класс по речи прошел 17 ноября в Городском студенческом пресс-центре на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Его провели педагоги школы речи и тела «Акт»: актриса и хореограф Марина Яшина и актер театра и кино Сергей Сидоренко.


Сергей начинает говорить и кажется, будто это озвучка фильма. Настолько сильно и уверенно звучит его голос.


– Я говорю своим природным голосом, ничего не выдавливаю и просто задействую грудной резонатор, – будто прочитав мои мысли, отмечает преподаватель.


– Голос, наряду с речью и телом – это важнейшие инструменты коммуникации. Ими нужно уметь пользоваться, – подхватывает Марина.

Невольно начинаю обращать внимание на то, как говорят преподаватели. Не торопясь, с паузами, не забывая жестикулировать. Неужели все эти детали постоянно нужно держать в голове, чтобы голос звучал красиво и убедительно?


– Над всеми компонентами можно и нужно работать, доводя их до автоматизма, – отвечает Сергей. – Так вы не будете думать о том, как говорите и выглядите, а сосредоточитесь на содержании выступления.


У всех участников мастер-класса свои слабые места, которым они бы хотели уделить большее внимание.


– Когда выступаю, боюсь выглядеть глупо, – делится Даниил.

– Все вылетает из головы. Забываешь не просто то, как нужно говорить, – даже текст выступления вспомнить не получается, – вздыхает Юлия.

У другого участника, Степана, проблема более конкретная:

– В это воскресенье читаю лекцию на довольно скучную тему. Она очень полезная, но, боюсь, студентам будет неинтересно. Хочу преподнести материал так, чтобы им понравилось.


Многие перед публичными выступлениями не могут справиться с волнением.


Я – в том числе. Рассказываю, что порой переживаю настолько, что тело начинает дрожать. Рита, еще одна участница мастер-класса, считает, что это абсолютно нормально. «Артист, который не волнуется перед выходом на сцену, — это ненастоящий, неискренний артист», – цитирует она Станиславского.


– Я занимаюсь в театральной студии и перед каждым выступлением волнуюсь, как в первый раз, – продолжает девушка.

– Так и должно быть! Волнение нельзя убрать, с ним нужно уметь справляться, – кивает Сергей.

– Сейчас мы научимся это делать! Перейдем к практике, – улыбается Марина.

Перемещаемся в свободное пространство и встаем в круг. Стоим, как придется: опираясь на одну ногу, сложив руки перед собой или заведя за спину. Педагоги сразу обращают внимание на это. Стоять нужно на двух ногах и расслабив руки.


Первый блок упражнений по работе с телом проводит Марина.

Фото автора

– Когда вы выступаете, аудитория не знает, что вы волнуетесь. Не дайте своему телу выдать эту тайну, – говорит педагог.

Сначала работаем с напряжением. Нужно максимально напрячь тело от стоп до шеи и продержаться так 10–15 секунд.

– Если начинает потряхивать, это хорошо. Значит, мышцы есть, и они работают, – подбадривает Марина.


Затем расслабляем тело и прыгаем, во все стороны размахивая руками. Тело, ватное после перенапряжения, снова приходит в тонус.


Пока это напоминает разминку перед тренировкой. Но мы же выступать собираемся, а не кросс бежать. Зачем в таком случае физические упражнения?

– Мы учимся чувствовать свое тело. Кроме того, так мы сбрасываем телесное напряжение заранее, чтобы оно не настигло нас в момент выступления, – объясняет Марина.

– Недавно у меня была эпизодическая роль в фильме, – вмешивается Сергей. – Со мной снимался Юра Борисов, и перед тем, как войти в кадр, он каждый раз делал вот что.


Педагог выходит в центр круга и начинает энергично выпрыгивать из приседа, бегает на месте, трясет руками. Затем делает вид, будто входит в кадр, мгновенно успокаиваясь. Не догадаешься, что секунду назад устроил настоящую кардио-тренировку.


После работы с телом приступаем к лицу или «информативной поверхности черепа», как ее называет Марина.


Принцип такой же: сначала до предела напрягаем мышцы, растягивая губы в оскале, потом расслабляем. Затем гримасничаем и изображаем плачущего ребенка.


– Если вы стесняетесь, можете отвернуться, но, пожалуйста, сделайте! – просит Марина.


Сперва корчить рожи неловко и непривычно. Однако в кругу, среди таких же участников, как я, постепенно расслабляюсь и вливаюсь в процесс. Педагоги тоже не стоят в стороне: кривляются вместе с нами, поддерживают:


– Позвольте себе похулиганить! – задорно восклицает Сергей.

Фото автора

После этого приступаем к работе над голосом. Дышим диафрагмой или, как забавно выражается Сергей, «надуваем животом шарик». Потренировав дыхание, начинаем мычать, положив руку на грудь. Под ладонью должно завибрировать. Это признак того, что задействован грудной резонатор, – объясняют нам.


Некоторые упражнения Сергей просит выполнить не всем вместе, а по очереди. Сначала повисает неловкость, никто не решается начать.


– Смелее! Это проба выступления, – подталкивает к действиям педагог.

Особый ажиотаж вызывает задание на артикуляцию.

– Она в русском языке вертикальная, поэтому при произнесении челюсть должна опускаться вниз. Однако в повседневной жизни мы часто не следим за этим и произносим звуки «плоско», – объясняет Сергей.


Чтобы научиться делать звук объемным, произносим последовательность гласных «у о а э и ы», следя за правильностью дыхания и артикуляции.

Фото автора

Оказывается, запомнить такой незамысловатый набор звуков не так просто. Почти все участники ошибаются, то и дело путая порядок. Однако, это не так важно. Самое главное – произнести сами звуки правильно, при этом не забывая про жестикуляцию и движение. Постоянно стоять на месте во время выступления нельзя!


В конце занятия Марина и Сергей еще раз подчеркивают важность работы над голосом, телом и речью.


– Нет универсальной волшебной таблетки. Нужно просто упражняться, в этом весь секрет, – заключает Сергей.


Профессионально заняться этим можно в школе речи и тела «Акт». Подробная информация о курсах размещена на официальной странице школы во Вконтакте.