top of page

Пойдёмте с нами на плотах!

Водные походы, или сплав по рекам и озерам на плотах, называются рафтингом. Этот вид туризма совмещает в себе все самое приятное из путешествий. Вещи и снаряжение не приходится нести на себе, но путешествие иногда сопряжено с некоторыми опасностями – прохождением и обходом порогов. Но красоты природы, которые окружают туриста и адреналин от прохождения препятствий, а также «тёплый круг друзей» (для многих именно это главное) зовут вновь в поход.


По длительности походы делиться на короткие — это отдых на воде, продолжительностью полтора-два дня, и на длинные — до двух недель полной автономности, без единого населённого пункта. «Если мы идём в поход выходного дня, то это близлежащие речки Ленинградский, Новгородской области. Что касается полуспортивных походов, то это республика Карелия», - рассказывает руководитель Плотового клуба FRC, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики университета.

Для того, чтобы пойти в поход необходимо решить массу организационных вопросов. Первым из которых является вопрос: куда идти? Этот вопрос решается дискуссионно, через группу в «Телеграмме». Борис Самуилович рассказывает, что в группе есть карта с предложениями куда идти и, скорее всего, последний поход будет в субботу-воскресенье в октябре (2-3 октября). И этот будет поход на какой-то из островов Ладоги. Когда решён вопрос с местом похода, решаются остальные вопросы, которые включают транспортировку участников похода, техническую сторону (проверка снаряжения: плотов, моторов, бензопил), доставку основного снаряжения и заготовку продуктов. Питание — это очень важный вопрос, о котором Б.С. Тёрушкин рассказывает так: «Есть очень много людей, у которых есть особенности. Раньше у нас был вегетарианец, он ещё был сыроедом. И когда все утром ели варёную гречку, то ему с вечера эту гречку запаривали. И сейчас у нас есть один веган. Поэтому нужно побеспокоится, что покупать».


Обычно в походы в клубе ходили на плотах ПСН-6 и ПСН-10 (плот надувной на шесть и десять человек). Кроме плотов у клуба есть восьмиместный катамаран, на который устанавливается пятнадцатисильный бензиновый мотор. На плёсах, там где нет течения, очень тяжело грести. А если есть ветер, то просто невозможно, поскольку у плота большая парусность. Есть озёра, длина которых около десяти километров. «Однажды мы прошли такое озеро на вёслах, но за двести метров до конца поднялся ветер, и мы причалили куда причалилось, остановились на ночёвку. Грести против ветра было невозможно. А мотор тащит сколько хочешь плотов. И с тех пор мы стали брать мотор. На порогах мотор обносят. Пороги проходят без него. Непроходимых пороги есть, а не обносимых нет», - делится опытом Борис Тёрушкин.


О том, чтобы понять какой возраст может быть у участников похода, стоит сказать, что Б.С. Тёрушкин, которому недавно исполнилось 72 года, был не самым старшим в группе туристов. А из жареных фактов, которыми он поделился, можно отметить, что несколько раз в походе были дети, которых кормили грудью.


Раньше подавляющее большинство участников клуба составляли студенты. Но из года в год студентов становится все меньше. Как выразился Борис Тёрушкин: «Всё больше и больше студенты тяготеют к матрасу. Больше «матрасники», а не «походники». Бывают походы, где нет ни одного студента». Но так было не всегда. Два раза на открытии сезона количество участников превышало 100 человек (107 и 103 человека) среди которых были студенты нашего университета. В походе было больше десяти плотов и байдарок. Проблемой стал выбор места для стоянки, чтобы в одним месте смогли остановиться сто человек, а это порядка пятидесяти палаток.


Походы делятся на категории в зависимости от категории порогов, которые будут проходить туристы. В общем, категория порога определяется высотой порога; опасностью «бочки» - проносная она или частично проносная; нужно разгоняться заранее, чтобы её проскочить или нет. «Бочка» - особое место в пороге. Если туда поместить бочку деревянную или металлическую, то она будет крутиться и её оттуда можно будет только вытащить. Сама она оттуда выйти не сможет. После «бочки» есть водяная «горка». Поэтому из «бочки» трудно выйти по течению. По краям «бочки» у берегов струи воды идут с меньшей скоростью.

Отдых на воде — это поход с нулевой категорией сложности. Но если на волнах будут белые «барашки», то это первая категория. Если их не будет - нулевая. Первая категория присваивается, если туристы вынуждены изменить маршрут движения из-за препятствий. Вторая категория, это маршруты, где есть небольшие пороги. Иногда шиверам тоже дают категорию. Например, повествует Б.С., Лосевские пороги на реке Вуокса, которые вовсе не пороги, а шиверы, имеют вторую категорию. «Шивера» - подобие порога, где нет «ступеньки». Очень длинный перекат. Либо система перекатов, если промежутки между перекатами короче, чем сами перекаты. Ничтожная «ступенька» есть внизу около камня, который называется «жандармом». Перевернуться на шивере невозможно. Но проходить её интересно, поскольку там есть волны. Плот бросает, туристов может окатить брызгами. На шиверах начинающих туристов учат не боятся воды. Проходя шиверу, чиркнуть бортом о «жандарма» считается большим мастерством.


Бывают пороги переменной второй-третьей категории. Такие есть на реке Шуе после ГЭС «Игнойла». Ещё категория зависит от того, единичный порог или это система порогов. На пороге Кеняйкоски, который следует после ГЭС «Игнойла», две «ступеньки». Поэтому он считается порогом третьей категории. Если в походе есть хотя бы один порог четвертой категории, то ему присваивается четвёртая категория. Это, например, несколько порогов на реке Чирко-Кеми, на границе с Финляндией. Высота порога должна быть в полтора-два человеческих роста. Четвёртая категория, по словам Тёрушкина, это очень опасная категория. Туристы из группы Бориса Самуиловича никогда не ходили по рекам, где есть пятая категория порогов. А о шестой категории речь уже не идёт.


В порог все идут исключительно добровольно. Его можно обойти. В прямом смысле обойти по берегу, если человек не хочет или боится проходить порог, то у него и у команды всегда есть возможность обнести порог. Плавсредства и снаряжение переносятся вручную. Перед прохождением порога все члены команды обновляют в памяти знания техники безопасности, поскольку каждый отвечает за свою безопасность самостоятельно. «Но в любом случае в беде наши не бросят, - говорит Борис Самуилович, - Если вы не хотите идти в порог, то вас увешают фотоаппаратами, и вы будете фотокорреспондентом». И в любом случае, происходит страховка группы во время прохождения порога. Кроме того, что все туристы знают действия необходимые для безопасного прохождения водного препятствия, все они облачаются в спасжилеты и каски. После порога по сторонам от него стоит несколько человек, которые держат наготове верёвки с маленькими спасательными кругами и всегда готовы подстраховать проходящих группу туристов. Пороги перед прохождением обходятся по берегу и осматриваются. Во время осмотра принимается решение, как проходить порог, прокладывается маршрут и распределяются роли: кто и как будет действовать.


Этот случай произошёл по злому стечению обстоятельств (на водохранилище ГЭС «Игнойла» начали неожиданный сброс воды, скорость течения резко возросла перед порогом) и недосмотру руководителя группы. После порога Кеняйкоси (республика Карелия) есть гранитный каньон, где расположены таблички, которые напоминают о смертельных случаях, происходивших в походах. Это место условно назвали «могилой». Группа туристов под руководством Тёрушкина на первом плоту вынужденно стала проходить этот порог без разведки. После порога шла длинная шивера с отвесными скалами - каньон, куда нельзя было идти. Поэтому после того, как плот минул порог, руководитель, сориентировавшись и поняв свою ошибку, подал команду: «Ребята, вперёд к «могиле»!» Гребцы на втором ряду выпали из плота, но сумели зацепиться за него. После они рассказывали, что, услышав команду руководителя похода, они подумали, что и так уже недалеки от «могилы». Выбраться группе помогли другие туристы, которые бросили спасательный конец и вытянули их на берег. В порог плот вошел без касок и спасжилетов, поскольку просто не успели экипироваться. К счастью, никто серьезно не пострадал.

Когда уходит страх перед прохождением порога? «Никогда не уходит», - смеётся Б.С., - Мне тоже страшно». Для того, чтобы привыкнуть к водной опасности, туристы обычно «обкатываются» на шиверах, например на Лосевском пороге. Новичка сажают посередине плота в полной экипировке «пассажиром», где он крепко держится за натянутые лини. Проводятся тренировки на порогах первой-второй категории. Туристы тренируются заходить в «бочку» и выходить из неё, тренируются на переворотах плота.


Для того, чтобы начать заниматься водным туристом в Плотовом клуб FRC ничего специально приобретать не нужно. «Чтобы начать, необходим набор «КЛМН», - говорит Б.С. Расшифровывается это так: кружка, ложка, миска, нож. Для новичков всё необходимое для начала в клубе найдётся. Это спасжилеты, каски, палатки, спальники, туристические коврики и прочее снаряжение. А дальше, если человеку понравится водный туризм, он сам докупит все необходимое. Например, гермомешок. Этот предмет необходим, чтобы в походе хотя бы что-то из одежды оставалось сухим.


«Самое неприятно в походах, это когда появляются строптивые новички, когда человек не вписывается в коллектив, - рассказывает Б.С. Тёрушкин. «Самое приятное, это когда люди, которые боялись идти в поход, сидя у костра, говорят о преодолении своего страха так: «мы сделали это!» Когда человек делится своими впечатлениями о том, как ему понравилось, и что он будет дальше заниматься водным туризмом и ходить с нами в походы».


Всем, кто захочет присоединиться к дружному братству водных туристов, можно посетить сайт «Плотового клуба FRC» (frc.spb.ru), или найти ВКонтакте группу «Плотовый клуб FRC (Fidonet Rafting Club)» (vk.com/cclub277039), а можно написать руководителю клуба Б.С. Тёрушкину ВКонтакте (vk.com/tyorushkin) или на электронный почтовый ящик boris_terushkin@mail.ru.


bottom of page