Своя атмосфера: жизнь под Облаком

Утренние сумерки, розовые облака, что появляются на экране под тревожные трели духовых инструментов, и надрывный лай собаки, рядом с которой упал замертво мальчик-хозяин, – вот, чем нас встречает фильм Юли Жербази «Розовое облако». Кроме этого, зрителю больше не покажут почти ничего за пределами шикарного дома Джованны, где ей посчастливилось (но посчастливилось ли?) оказаться со случайным любовником Яго утром перед катаклизмом.

Однако даже нескольких минут хронометража, за которые мы узнаем, что смерть от испарений Облака наступает через десять секунд, доставка еды и товаров организована дронами, а люди, постепенно сходящие с ума, празднуют «день рождения Розового облака», достаточно, чтобы вызвать у зрителя напряжение и приковать взгляд к экрану. Пейзажи с безжизненными многоэтажками, будто погруженными во мглу, которые видно из окна квартиры, повышают градус безысходности. А в моменты, когда герои переживают новый виток отчаяния, сменяющего апатию, в кадре можно видеть и самого «виновника действа» – столь красивую розовую вату в небе, совсем не опасную на вид.

Если визуальная составляющая фильма очаровывает, к практической стороне жизни персонажей возникает много вопросов. От банального: «Как спустя десятилетия локдауна не пришла в негодность инфраструктура?», – до: «Не обесценились ли деньги в мире после того, как расплачиваться стали лишь цифровой валютой?». Некоторые из них – то ли устраняя недосказанность, то ли подчеркивая рациональный характер Джованны – вкладывает в ее уста режиссер. Но главным напоминанием о том, что картина не стремится отразить аспекты «дистанционной жизни», служит стоящее в начале предупреждение о случайности всех совпадений с реальностью. Ведь сценарий был написан в 2017 г., а съемки начались в 2019-м.


Если зритель перестанет сравнивать происходящее на экране с собственным карантинным опытом, он, возможно, увидит смысл, заложенный создателями – столкновение двух миров, принцип «лицом к лицу лица не увидать» и подчинение нормам общества, типичным представителем которых является тридцатилетний Яго со скучающим взглядом. Розовый цвет Облака здесь – не что иное, как оттенок недоступного обжигающего света, который проходит сквозь зажмуренные веки. Всегда есть выбор: жить наощупь или открыть глаза и навсегда лишиться зрения. Так и герои ленты, не нашедшие компромисса в совместной жизни, «свалившейся с небес», – слепые поводыри друг для друга. Они не смогут найти равновесие. Только, когда Джованна это поймет, она решится на безрассудный шаг. А мы, тем временем, получим открытый финал и сможем трактовать его каждый по-своему.

Этот фильм – хорошая, но не самая детальная модель взаимоотношений двух людей, сведенных случаем и оторванных от мира. За все время, проведенное вместе с экранной парой, можно заметить: отчетливым развитием наделен только персонаж Ренаты де Лелис. Из-за этого все окружающее выглядит декорацией, а члены семьи – Яго и их с Джованной сын Лино – препятствиями на пути к свободе в мире, где свобода невозможна.

Точно можно сказать одно: для молодого бразильского режиссера это очень многообещающий дебют. Внимание прессы уже завоевано.


Благодаря этому кино, каждый сможет вернуться мыслями к событиям прошлого года, а также подумать над своими отношениями с близкими.


В российских кинотеатрах «Розовое облако» стартовало 1 апреля!


Фото с https://drive.google.com/drive/folders/1X3D39GZivkhCREe2R4HBCyrBUwOLp6no