top of page

Тайна, покрытая золотом

Перемещаясь из зала в зал внутри помпезного лабиринта главного музея Северной столицы, внезапно осознаю: «Ой! А дорогу-то я не запоминаю!».

Впрочем, откладываю беспокойство о пути назад на потом. Ведь я наконец-то добралась до нужной части Зимнего дворца!


Я нахожусь в Синей спальне, где когда-то жила Мария Александровна, супруга императора Александра II. Сегодня здесь куча колец, табакерок, кубков, чернильниц, тростей и музыкальных шкатулок. Все эти предметы объединяет одна общая черта – наличие в них загадки.

Фото автора

Новая выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI-XXI веков» открылась 22 октября в Эрмитаже. На экспозиции представлены ювелирные изделия российских и западноевропейских мастеров. Посетителям предлагается познакомиться со скрытыми смыслами и сюрпризами.


Незаметно, как ниндзя, прибиваюсь к экскурсионной группе и подслушиваю историю самого старого экспоната.


В 1592 году в Нюрнберге проводились соревнования по стрельбе из пушек. Победитель состязания дал своему вознаграждению нетривиальную вторую жизнь. Он поручил мастерам-серебряникам переплавить кубок в «пушку». Ствол снимается с лафета - и получается интересный сосуд, из которого можно пить. - энергично рассказывает экскурсовод.

Фото автора

Тем временем мой взгляд привлек яркий блеск. Подхожу ближе и обнаруживаю, что это золотой перстень с изумрудами. Из разговора, стоящих рядом посетителей узнаю, почему кольцо золотое, но не простое:


– А что это под камнем? – спрашивает один из них.


– Это потайное отделение для отравы. Считается, что в таких украшениях носили яд, чтобы убирать конкурентов со своего пути, – отвечает ответственно подготовившийся второй.


– Еще есть догадка, что под изумрудом мог храниться портрет. Но неизвестно, какая из версий верна, – заключает незаметно подошедший третий.


«Получается, в XVI веке изящное кольцо на пальце соперника было опаснее пробы вина из ствола пушки?», – думаю я и направляюсь к витринам с табакерками.

Фото автора

К ним же как раз подоспела группа гостей во главе экскурсовода. И его уст я узнаю, что табакерки взошли на пьедестал моды в XVIII веке. Они могли быть памятным подарком или жалованьем за особые заслуги. Их «секреты» прятались под крышками, где обычно изображали портреты возлюбленных.

Две украшенные алмазами табакерки Екатерины II скрывают портреты фаворитов императрицы. Овальная связана с российским военным Семеном Зоричем. А вот «секрет» второй до сих пор не разгадан. По одному из предположений, это Иван Римский-Корсаков, фаворит 1778-1779 годов.

Фото автора

Отхожу подальше и вижу любопытную табакерку с портретом дамы, на лице которой две мушки. Вспоминаю, что у аристократии был «мушечный» язык символов.


– Одна несет смысл «страстная», а вторая – «галантная». Есть предположение, что такое сочетание имеет интимное значение, – объясняет экскурсовод, которого я не сразу заметила, погрузившись в раздумья.

Дальше из рассказа узнаю, что это портрет Китти Фишер – известной английской куртизанки. Свой красотой она привлекала внимание многих живописцев. На табакерке она изображена такой, какой была на картине британского художника Джошуа Рейнольдса.


Группа перемещается дальше, а мое внимание привлекли изделия с механизмами. Подхожу и вижу прелестную музыкальную шкатулку с птичкой. Рядом стоят другие посетители, а я подслушиваю их разговор.


– Эта шкатулка была свадебным подарком. На ней много символов благопожелания новобрачным: цветочная гирлянда, рога изобилия, целующиеся голубки. Чтобы птичка запела, нужно знать о тайной кнопочке – это один из шариков на балюстраде, – рассказывает явно разбирающийся посетитель.


Фото автора

Оглядываюсь и с толикой грусти понимаю, что прошла весь выставочный зал. Да и экскурсионная группа уже ушла.


Пора возвращаться в незатейливую реальность. На прощание окидываю взглядом экспозицию, и начинаю вспоминать «хлебные крошки»: часы-павлин, царские портреты и полотна Тициана… Ориентируясь по ним мне предстоит искать выход. Дорогу я ведь не запомнила!


Вы тоже можете погрузиться в этот загадочный мир вещей с секретом. Все «тайное» будет оставаться «явным» для посетителей до 11 сентября 2023 года в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс. Экспозиция находится в зале №307, добираясь до которого, не забывайте запоминать дорогу!

bottom of page