Трэвел-журналист – работа мечты или тяжкий труд?


28 мая Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна приглашает на «День открытых дверей». В этот день любой желающий абитуриент может посетить образовательные выставки. На выставках можно пообщаться с представителями вуза и разузнать больше информации о будущих профессиях. Одним из востребованных и интересных направлений нашего университета является журналистика. Поэтому в статье мы рассмотрим, пожалуй, самый заманчивый её жанр – трэвел-журналистику.


Ученые всех стран мира утверждают, что путешествия и туризм полезны для каждого, и чем больше человек путешествует на протяжении своей жизни, тем дольше и интереснее он живет. Вне всяких сомнений, это лучший способ познать мир, учиться смотреть на привычные вещи по-новому и расширять горизонты. Вояж является своеобразным положительным зарядом и огромным запасом незабываемых чувств, которых мы все так жаждем.

Путешествия помогают нам поднять настроение, завести новые знакомства, увидеть красивые места, попробовать местную кухню другой страны и культуры — и многое-многое другое. В 21 веке они является неотъемлемой частью нашей жизни. Причин путешествовать великое множество – страсть к приключениям, любовь к культуре, желание просто оставить все позади или обрести удивительный опыт. Вояж становится для людей способом справиться с различными ситуациями, прожить «другую» жизнь, найти себя. Наш мозг накапливает знания, наш организм набирает силы и улучшает здоровье. Собираясь в очередное путешествие, все ранее значимые вещи и события в жизни человека отходят на задний план. Теперь все внимание переключается на подготовку к поездке: покупка билетов и необходимых вещей, бронирование номеров в отелях, построение маршрутов, поиск интересных мест и т.д. Все это относится к приятным заботам, которые будущий турист выполняет с удовольствием.


В последнее время люди стали больше путешествовать. В современном мире занятости двадцать четыре на семь, кредитов, ипотек, огромным количеством задач и ответственности наши дни становятся похожими на вечную гонку, практически неотличимыми друг от друга и очень скучными. Под тяжестью такой жизни человек зачастую забывает о том, что для него действительно важно, и чего бы он хотел от жизни. Мы становимся заложниками, зажатыми между дорогой до работы и обратно, и забываем, как «дышать».


В путешествии каждый момент обещает новое начало. Ни один день не похож на предыдущий. Невозможно спланировать заранее, что сегодня произойдет. Путешествия дают свободу, глоток свежего воздуха, новый опыт, этим обусловлена любовь людей к странствиям.


Все мы мечтаем оказаться в самом дальнем и удивительном уголке мира, увидеть другую природу, флору и фауну, познакомиться с новой культурой, национальностью, их бытом, отвлечься от привычной жизни, узнать что-то интересное, удивительное или пообщаться с другими людьми и народностями. Но за не имеем возможности путешествовать так далеко и часто, к нам на помощь приходит трэвел-журналистика. В современном мире с появлением телевидения, Интернета и большим спросом на путешествия появилось огромное количество трэвел-шоу, блогов и передач. Увидеть, насладиться, услышать, прочувствовать эмоции и переживания можно вместе с рассказчиком через экран телевизора или девайса.


Со стороны работа трэвел-журналиста выглядит как бесконечные поездки по миру с остановками в пятизвездочных отелях, обедами в ресторанах Мишлен, нетривиальными развлечениями, новыми и невероятными знакомствами. Сплошное удовольствие, за которое еще и платят. Но так ли хорошо им живется на самом деле?


Трэвел-журналистика — это создание контента о путешествиях, о городах и странах: достопримечательностях, кухне, отелях и т. д. У таких материалов две категории читателей и зрителей. Первая — туристы, которые готовятся к поездке и нуждаются в практической информации. А вторая — люди, которые просто любят читать о мире, те, кого вдохновляют тексты и программы о путешествиях.


Многим журналистика путешествий кажется романтической и легкой профессией: катайся по миру и получай за это деньги. Но данная профессия заставляет сталкиваться с большим количеством трудностей. Во-первых, в этой сфере трудно много заработать. Существует два варианта поездок: за свой счёт или за счёт «других». «Другие» - это организаторы пресс-туров или спонсоры, которые способствуют существованию и развитию многих трэвел-шоу. Как правило, «другие» создают определенные рамки, в которые должен вписываться трэвел-журналист. Вплоть до того, куда поехать, какое количество времени там провести, каким образом преподносить информацию читателям или зрителям. По сути, журналист зависит от организаторов, продюсеров или спонсоров. Порой приходится даже восхвалять страну/город, когда опыт вышел не слишком позитивным, если это угодно «другим». Путешествуя за свой счет у трэвел-журналиста руки, слово и мнение свободно. К тому же это позволяет привозить эксклюзивные темы — бывать в таких местах, куда мало кто хочет ехать, или куда сложно попасть. Этим обуславливается и эксклюзивность материала. Но в таком случае, нужно иметь хороший капитал или дополнительный источник заработка.


Во-вторых, это работа очень сложна физически. Путешествия — приятная, но утомительная вещь. Ранние подъемы, сильное недосыпание, длинный рабочий день, джетлаги, порой отсутствие времени на прием пищи, работа по ночам, а иногда — в самолете, автобусе, такси. А еще никто не застрахован от форс-мажоров: задержка рейса, плохая погода, несвежая еда, простуда и другие неожиданные проблемы — ко всему этому надо быть готовым. Чтобы забраться на высокую гору или спящий вулкан для потрясающего вида, погрузиться в известный на весь мир водоём, побывать в пустынях или джунглях, требуется хороший уровень физической подготовки. Это не каждому по силам.


В-третьих, трэвел- журналист несет ответственность за продукт своей деятельности. Он отличается от обычного заядлого путешественника. Смысл его путешествия не только в созерцании мира и природы. Трэвел-журналистика подразумевает не поверхностный взгляд на жизнь, присущий обычным туристам. Она пропускает полученную информацию через себя, формируя особое отношение к окружающей действительности, и в результате своей деятельности формирует и выдает некий образ мира. Трэвел-журналист познает мир через разговоры с местными жителями другой местности, через погружение в их жизнь. Чем больше журналист будет взаимодействовать с представителями других культур, проникаться их бытом и особенностями, тем интереснее и познавательнее выйдет продукт его путешествия. Получается, что трэвел-журналистика обладает воздействующим эффектом, меняет представления о культурах, разрушает и создает новые стереотипы, а также способна изменить восприятие мира в целом.


Немаловажно, что в данной сфере очень высокая конкуренция. Трэвел-журналистов много, желающих ими стать еще больше. Примечательно, что именно благодаря конкуренции направление развивается, поэтому читатель или зритель имеет возможность выбирать лучших.


Для того чтобы трэвел-журналисту быть конкурентоспособным, ему необходимо обладать различными навыками и постоянно учиться новому. Самый главный навык – это умение грамотно писать, вести блог и т.п. Если это телепередача, то важно интересно вести себя в кадре. В целом, журналист должен иметь свою фишку, это должно цеплять. К тому же, уметь снимать качественные фото и видео, находить контакт с людьми, следить за своим имиджем и продвигать себя. В целом, для него важно нравиться аудитории.


Жизнь трэвел-журналиста – это бесконечное движение. Он проделывает большой путь: от планирования места, деталей, концепции путешествия до значительной работы над полученной информацией, превращая её в готовый продукт трэвел-журналистики.


Если вас не пугают все недостатки данной профессии и вы хотите стать трэвел-журналистом, то вот вам пару советов.


1. Трэвел-журналистика – не просто творчество, а целое ремесло. Ему нужно обучаться. Для этого можно посещать различные лекции, пройти курсы или просто слушать известных трэвел-журналистов.

Но для более основательной и серьезной базы есть возможность поступить на спецфакультут вуза. Трэвел-журналистику начали преподавать и в российских высших учебных заведениях.


2. Наработка портфолио. Как можно больше пишите, снимайте, публикуйтесь, оправляйте свои материалы. А ещё можно пойти другим путём – создать свой блог и развивать его.


3. Рассказывайте о своих поездках в «Телеграме», публикуйте фото с постами в Инстаграме — набирайте аудиторию.


4. Думайте о своей аудитории и пишите для них, удивляйте, цепляйте.


5. Пробуйте разные жанры и форматы.


6. Будьте уникальны: делитесь своими лайфхаками, рассказывайте истории из личного опыта.


7. Старайтесь из поездки вытянуть как можно больше тем.


8. Помните, что в путешествие – это своеобразный диалог с миром, в ходе которого можно лучше понять себя.

Просмотров: 14
 БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ: 

 

Ноябрь 2017: Курс "Школа издательского дела и журналистики" 

 

Декабрь 2017: Курс "Телерадиожурналистика"

Январь 2018: Школа эффективных коммуникаций

 

Апрель 2018: Международный молодежный форум СМИ "Медиа-старт"

 

Июнь 2018: Школа медиа-бизнеса

Октябрь 2018: Школа event-бизнеса

 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • YouTube Social  Icon
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: