СКОЛЬКО ЛЕТ, СКОЛЬКО QUEEN!

Жили-были кот, Фредди, да петушок – золотой гребешок. Жили они в байопике. Кот да Фредди ходили бабки рубить, а петушка одного оставляли.

Собрав в зрительных залах более трёх миллионов отечественных зрителей и вытряхнув из их кошельков мелочи на 800 миллионов рублей, «Богемская рапсодия» закрепила за собой статус самой кассовой зарубежной музыкальной драмы в России.

С первых кадров нейронные сети мозга крепко-накрепко привязывают «Богемскую рапсодию» к нашумевшему «Лету» Кирилла Серебренникова. И действительно, со- и противопоставить есть что. В один год выходят два байопика о рок-музыкантах с приблизительно одним временем действия и любовным треугольником. Правда в первом случае за сердце Фредди борются женщина и мужчина.

Осталось только расщепить фильмы на компоненты и рассмотреть художественный инструментарий двух рок-байопиков: западного и отечественного разлива. Последний, к слову, посмотрело более 300 тыс. зрителей, которые «обеднели» всего на 90 миллионов рублей.

Неоднозначную реакцию вызывает исполнение Рами Малеком роли лидера Queen. Из двух вариантов работы над образом: дотошное копирование мелочей или же толкование образа, опирающееся на характер исполнителя, - Рами выбирает первый.

Напротив, Тео Ю позволяет себе в воплощении Цоя некоторую вольность. Не зацикливаясь на точном соответствии, Тео пользуется возможностью для собственной трактовки поступков Цоя. За что, кстати, неоднократно получал порции «оплеух» от самых ярых фанатов группы «Кино».

Повествование в «Богемской рапсодии», по моему мнению, ощутимо провисает в финале. Несмотря на умопомрачительную по масштабам сцену концерта на стадионе Уэмбли, из-за затянутости (около 15 минут) она заметно уступает душевному эпилогу «Лета», в котором Цой поёт для Майка и Натальи в Доме Культуры. Детальная, ювелирная реконструкция многомиллионного концерта, олицетворяющая триумф Меркьюри и возрождение Queen, не так интересна. Ведь реальную запись этого концерта с подлинным Фредди можно без проблем найти в сети.

А вот взгляд Натальи из зрительного зала на стоящего у рампы Цоя, которому «кажется, что это его друг», существует исключительно в мире, созданном Кириллом Серебренниковым.

Примерно та же ситуация с диалогами. Если в «Богемской Рапсодии» герои для решения проблем и объяснения с близкими используют наскучившие, заезженные фразы, персонажи «Лета» зачастую нетривиальны в своих высказываниях. Чего хотя бы стоят сцены домашних «разборок» между Майком и Натальей.

На должном уровне и там, и там отображены трения внутри группы во время записи песен на студии. Равно как и в обоих фильмах использован приём с узким экраном и постановочными архивными кадрами. В какой-то момент экран сужается до формата «кубика», и персонажи предстают на псевдоисторических кадрах, стилизованных под ретро-съёмку. Вот Майк о чем-то непринуждённом болтает с Натальей во дворе Дома Культуры. Тут же Витя с напарником курят у кирпичной стенки.

А вот и Фредди, красуясь, щеголяет перед микрофоном, исполняя «Killer Queen» в эфире Би-би-си.

В копилку родственных приемов можно отправить и уловку с графическими вставками, дорисовывающими происходящее. В прямом смысле дорисовывающими.

Заметным отличием голливудской картины является более острое акцентирование сюжета на одиночестве героя, хотя в обоих фильмах присутствуют диалоги персонажа с бывшими друзьями-коллегами под проливным дождем.


Ещё один режиссерский ход, но уже сомнительного качества, сыгравший явно не на пользу «Богемской рапсодии», это введённые в повествование коты. Пушистая, четырехлапая, мяукающая и мурчащая тема, на мой взгляд, не до конца развита. Коты то и дело появляются, на них акцентирует внимание режиссёр. Вместе с тем, они пассивны, слабо влияют на мотивацию поступков Фредди. В тот момент, когда он остаётся совсем один, и зритель ожидает фразы типа: «Только вы меня и понимаете, братья мои меньшие», - коты исчезают вовсе. Ради чего было вообще их вводить? Только ради исторической достоверности?

Затрудняюсь сказать, кто именно из режиссеров «Богемской рапсодии» - Брайан Сингер или Декстер Флетчер, - придумал опрометчивую сцену во время записи альбома на ферме Рокфилд, но они явно не учли возникающей двусмысленности. Диссонанс вызван появлением из глубины кадра мирно пасущегося петуха, который вдруг разразился тоном из записываемой песни.

Вполне возможно, метафора с курлапым означает за океаном нечто иное, но в зрительских залах России, она неизменно будет считываться как ироничная отсылка к ориентации солиста. Даже интеллигентные на вид зрители, как оказалось, не смогли удержать себя от соблазна разок-другой описать происходящее на экране в крепких выражениях. Прямо во время сеанса то из одного, то из другого угла зала доносились отголоски непечатной брани, намешанной с колкими шутками на тему оборотничества Меркьюри и облачения его в шкуру пернатого тенора.

Вообще же, что касается темы однополой любви, вопреки ожиданиям моралистов, все относительно безобидно. В отношениях Фредди подчеркивается его неравнодушие к музе

противоположного пола. Имидж гея старательно заменяется образом бисексуала, а на экране всего два раза мужские губы впиваются в усы. Безусловно, пытаясь подобным образом не обидеть оба лагеря, создатели занимают выигрышную позицию, уберегая кинотеатры от вызова неотложек по случаю инфаркта у особо восприимчивых гомофобов.



Кадры из «Богемской рапсодии» - www.youtube.com Кадры из «Лето» - www.the-cinema.club

Просмотров: 55
 БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ: 

 

Ноябрь 2017: Курс "Школа издательского дела и журналистики" 

 

Декабрь 2017: Курс "Телерадиожурналистика"

Январь 2018: Школа эффективных коммуникаций

 

Апрель 2018: Международный молодежный форум СМИ "Медиа-старт"

 

Июнь 2018: Школа медиа-бизнеса

Октябрь 2018: Школа event-бизнеса

 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • YouTube Social  Icon
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ПОИСК ПО ТЭГАМ:

© 2023 Артифакт. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Twitter Social Icon