Краткое пособие для начинающих ораторов от Лидии Верещагиной

Как перестать бояться сцены, взаимодействовать с
аудиторией и правильно излагать свои мысли?
Двухчасовой мастер-класс по ораторскому искусству прошел в Городском студенческом пресс-центре на Большой Морской в СПбГУПТД в рамках курса «Журналистика. Медиашкола» . Мероприятие состоялось 21 февраля при содействии «Команды Альфа» в лице Лидии Верещагиной, бизнес-тренера с многолетним опытом продаж и создателя Мастерской эффективных коммуникаций.
Как отметила Катерина Туголукова, руководитель Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга,умение эффективно коммуницировать и уверенно держаться на публике полезно всем, чья профессия так или иначе связана с постоянным общением. Грамотно выражать мысли не только на письме, но и в речи особенно важно для журналистов.

Занятие было открыто для людей всех профессий и возрастов, но основным контингентом стали студенты петербургских вузов.
За два часа преподавателю удалось охватить основы ораторского мастерства, а участникам отточить их на практике. «Любой навык публичных выступлений бесполезен без частого практического применения», - объясняла Лидия.
Первое задание заключалось в умении представиться за 50 секунд, потому что оратор должен чувствовать время, чтобы не наскучить аудитории.
Второе задание было сложнее: нужно было объединиться с любым незнакомым ранее участником с целью узнать, о чем он мечтал в детстве, а затем рассказать об этом аудитории.
«Страх сцены стоит на втором месте после страха смерти, и это нормально»,- говорит тренер.

Из этого упражнения участники узнали, как коммуницировать с незнакомым человеком в условиях ограниченного времени, и как можно, преодолев страх, представить оппонента публике, чтобы он ей понравился.
И наконец, третье задание заключалось в развитии комплиментарной речи: каждый участник выходил на середину зала и благодарил аудиторию, которая, в свою очередь, осыпала его комплиментами.
Я составила краткий гид по теоретической части мастер-класса, чтобы информация стала доступна каждому.
1. Если говорить, то уверенно.
Не так важно что, главное – как. Слушатель воспринимает только 7% информации ушами, все остальное – ваши жесты и мимика.
2. Голос – это краски, информация – это холст.
Рисуйте тембром картины, то повышая, то понижая его. Это привлекает внимание, и ваша речь не превратится белый шум.
3. Ноги – руки – взгляд.
У хорошего оратора ноги стоят ровно и по ширине плеч. Это поза уверенного, в меру расслабленного человека. Если укоренены ноги, то и голос более громкий. Руки должны жить. Человек рисует рассказ тембром голоса и руками. Они двигаются – и движется внимание зрителя. Взгляд оратора направлен туда же, куда и носки его ботинок. Это закон.
4. Открытость.
Вы убираете волосы и открываете лицо. Раскрываете руки навстречу собеседнику, поворачиваете корпус в его сторону. Вы улыбаетесь, вы позитивны. Все эти факторы позволяют на невербальном уровне добиться расположения людей.
5. Аудитория – это женщина.
Женщины любят внимание, индивидуальный и прямой взгляд глаза в глаза, и, конечно же, комплименты.
6. Дарите ромашки.
Представьте, что вы дарите слушателю ромашку. Когда мы что-то дарим, то испытываем положительные эмоции. Собеседник почувствует эти вибрации и расположится к вам. Осыпьте ромашками аудиторию, и она станет к вам благосклонна.
7. Адреналин.
Перед выступлением следует поочередно напрячь различные части тела: руки, ноги, корпус. Сделать несколько неглубоких приседаний. Так произойдет выброс адреналина в кровь. Следующий будет через 15 минут, а за это время вы уже освоитесь на сцене и свыкнитесь с аудиторией.
8. Позитивный настрой.
Включите энергичную музыку, встаньте напротив зеркала, покривляйтесь, потанцуйте, рассмешите себя. Человек, настроенный на позитивную волну, всегда приносит ее с собой на сцену, а аудитория мгновенно это подхватит.
9. Закон коммуникации.
Работая со зрителем, кивай, соглашаясь, и задавай уточняющие вопросы.
10. Человек боится всегда.
Если вам не безразличен материал или аудитория, то вы всегда перед выступлением будете чувствовать волнение. Главное – учиться его контролировать.
11. Главный закон: всем мил не будешь.
Аудитория всегда делится на три части: тех, кто будет вас обожать, равнодушных пофигистов и критиков. Но наличие критики не означает, что вы плохой. Просто некоторые люди во всем видят лишь плохое. Либо вы неприятны им на интуитивном уровне, и это тоже нормально. Работайте на позитивно настроенных людей.