• Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Twitter Social Icon

© 2023 Артифакт. Сайт создан на Wix.com

После универа — пошел на «ЗАВОД»!

1/8

Новая картина Юрия Быкова, вылетев из основного проката, приземляется на онлайн-платформы, натужно доживая последние дни на больших экранах. Почему «Завод» завел не всех, чем чревато слепое доверие оппозиционным лидерам, и отчего студенты вынуждены идти на «Завод» после учебного дня?

Именно, не «до», не «вместо», а после крайней пары. В первый уикенд фильм вполне можно было «выцепить» в дневное время, и не в задрипанном кинотеатре на городской окраине. Однако в середине второго уикенда для проката картины сложилась губительная ситуация. В сократившемся количестве кинотеатров сеансы стали начинаться после 19:30. Это был удар ниже пояса. Несмотря на мейнстримный жанр боевика, фильмы Быкова имеют заслуженный статус тяжелых, остросоциальных драм, с претензией на рефлексию зрителя вовремя и после просмотра. Ну, а кто после тяжелого рабочего дня пойдет в кинотеатр с желанием посмотреть историю про отчаявшихся работяг, доведенных до мятежа?

Сюжет картины практически без зазоров укладывается в три предложения из формулы, некогда выведенной самим Юрием Быковым: «Закрывают завод. Мужики на улице без работы. Берут в заложники директора». Отличительная особенность драматургии Быкова в ее родстве с пьесами эпохи классицизма: единство времени, места и действия. Что, безусловно, идет на пользу конфликту. Ведь его нужно разрешить здесь и сейчас. Нет времени особо раздумывать, пора принимать незамедлительные решения по ходу дела.

Этот фактор, на мой взгляд, выгодно отличает картину Быкова от вышедшей двумя годами ранее «Всей нашей надежды» Карена Геворкяна. Главный герой последнего, потерявший работу на шахте, решает бежать со своей семьей на другой край России. Считает, что лучше вовремя уйти, чем следовать правилу: «Ввяжемся в драку, а там посмотрим». Седой же в «Заводе» предлагает восстать, исповедую принцип: «Мой дом — моя крепость». Однако весьма неожиданно выясняется: дома-то у Седого и нет. У этого героя вообще нет ничего своего, кроме ненависти к окружающим и озлобленной ущербности, но тем интереснее и непредсказуемее он для зрителя.

Этот нюанс, по моему мнению, становится точкой расхождения между быковским Седым и балабановским Багровым. Аллюзии на кинематограф Алексея Октябриновича встречаются в творчестве Быкова не впервые. Иной раз, как в «Дураке», дело доходило до посвящения картины личности Балабанова. В данном же случае диалог в «Брате-2»: «Вот скажи мне, американец, в чем сила?», - спроецирован Быковым на тему справедливости. Седой получает на подобный вопрос совершенно логичный ответ главного своего противника – олигарха Калугина: никакой «справедливости» и в помине нет. И если «дурак» у Балабанова спасает себя, то быковские «дураки» всегда погибают. Их либо забивает толпа, либо расстреливает взвод СОБРа.

Драма «Завода» разворачивается без нудных предисловий, затяжных вводов и раскачиваний-смакований. Очень емкое кино: познакомили с персонажами, банкротство, - и сразу же план захвата олигарха. Нетипичный темп для фильма, в котором автор ставит себе задачу попытаться дать ответы на жизненные вопросы.

Именно темпоритмом действия, на мой взгляд, диктуется выбор актеров. Нет времени на то, чтобы поведать предысторию каждого персонажа, с перипетиями его судьбы. Остается только один, обоснованный, но действенный, метод: набрать актеров по типажу, исходя из знакомых зрителю образов.

Так, в картинах Юрия Быкова все персонажи, воплощенные Денисом Шведовым, - решительные, волевые люди, идущие до конца. Отягощенные обстоятельствами, но способные на диалог и убеждение. Ожидать слабости или неуверенности от Седого зрителю не приходится априори, с момент появления в кадре шрамированного профиля Шведова.

Еще один актер из команды «бунтующих работяг» - Дмитрий Куличков, - регулярно воплощает образы хамоватых, маргинальных мужичков, у которых время от времени нелады с законом. Это и пьяница из быковского «Дурака», и лжеофицер из «Бубен, барабан», и

вспыльчивые любители распустить руки из «Кислоты» и «Жить» Василия Сигарева. От такого персонажа подсознательно ждешь нестабильности взглядов, холерической переменчивости настроения, резкой смены позиций.

Наконец, Андрей Смоляков, сумевший за многолетнюю карьеру сохранить за своими героями имидж бесстрашных и хладнокровных, посредством шлейфа ролей от широкоэкранного «Сталинграда» до телевизионной саги о сыщике Черкасове. Здесь он исполняет роль олигарха, который не уступает Седому в силе характера, а возможно, даже и превосходит его. Находясь «под стволами» у кучки обезумивших работяг, Калугин эмоционирует исключительно в направлении внутренней агрессии, не предаваясь и толике апатии, сохраняя относительную невозмутимость и присутствие духа.

Юрий Быков здесь не пионер. Ход, при котором нужно резко ввести в действие ранее не знакомый зрителю персонаж, задав изначальное отношение к енму, использовал, к примеру, Юрий Герман в ленте «Мой друг Иван Лапшин». Не имея сюжетной возможности отвести время на длительное отображение предыстории литератора Ханина, режиссер позвал на эту роль именитого Андрея Миронова. Тем самым он эксплуатирует зрительские восприятие Миронова, кумира миллионов, франта и светского льва, делая ставку на контраст с еще не известным в ту пору Андреем Болтневым.

Мотивом фильмов Быкова, на мой взгляд, нередко становится «кризис среднего возраста». Немалый путь уже пройден, пора бы подвести черту, наметить ориентиры… Только впереди уже ничего не светит. Цели, к которым упорно шел, забылись, видоизменились, перетекли в иное русло, а ответов на вопросы больше не стало.

В «Заводе» автор остается верен своему стилю. Однако впервые, в его картине появляется неожиданный поворот, который вполне можно «прочитать» как политический. Если мои ощущения верны, по Быкову «раскачивание лодки» непременно потянет за собой море крови, человеческие жертвы. Главное, лидер восстания окажется, если не оборотнем, жаждущим зрелища убийств, и тешущий наполеоновские амбиции, то, наверняка, будет преследовать личные, одному ему известные, цели.

В своих блогах и интервью Юрий Быков определяет для себя смысловую нагрузку человеческого существования следующим образом: «Мне всегда казалось, что честь, достоинство, правда, справедливость имеют главное значение. А выходит, что милосердие — выше справедливости, любовь — выше достоинства, сострадание — выше честности. Потому что вещи рациональные, они придуманы «от головы», а человеческая голова несовершенна. А вещи, которые над человеческой головой… Почему говорят: «Расслабься, и получай от жизни удовольствие»? Ведь это же самое сложное — полюбить себя, расслабиться, стать для самого себе и окружающих другом. «Засветится», чтобы от тебя тепло и свет пошел».

Когда во время финальных титров эти строчки вдруг всплыли у меня в сознании, посыл фильма, неожиданно, если не сложился окончательно, то приобрел четко очерченные границы. Вот почему Туман - начальник личной охраны Калугина - шаг за шагом превращаясь из вспомогательного персонажа в главное действующее лицо, не пошел в финале убивать Седого, а даже воспротивился действиям спецназа! Потому что ему. несмотря на нависшую над ним потерю супруги и недавнюю гибель товарищей, удалось «засветится», а для Седого это недоступно. Хотя и возможность, и стечения обстоятельств для этого были.

Иные киноманы зачастую любят поискать в фильме «положительных» героев. Так, вот, в «Заводе» нет ни одного «положительного» героя. Потому что абсолютно «отрицательных» тоже нет. Здесь у каждого персонажа свой непростой жизненный путь, исковерканная судьба и «скелеты в шкафу». Но если поголовно «неположительные герои», бескомпромиссно и не очень, пытаются разрешить ситуацию, попутно разбираясь в себе, значит ли это, что фильм не удался?

 

Кадры из фильма – с www.youtube.com.

Please reload

 БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ: 

 

Ноябрь 2017: Курс "Школа издательского дела и журналистики" 

 

Декабрь 2017: Курс "Телерадиожурналистика"

Январь 2018: Школа эффективных коммуникаций

 

Апрель 2018: Международный молодежный форум СМИ "Медиа-старт"

 

Июнь 2018: Школа медиа-бизнеса

Октябрь 2018: Школа event-бизнеса

 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • YouTube Social  Icon
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
Please reload

ПОИСК ПО ТЭГАМ: