• Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Twitter Social Icon

© 2023 Артифакт. Сайт создан на Wix.com

Умереть, чтобы воскреснуть

Смерть, прощение и тоска. Незатейливые темы, которые решили обсудить со зрителями режиссер Светлана Проскурина. Встреча прошла в Доме кино накануне официальной премьеры фильма «Воскресенья».

 

 

 

Произносишь название фильма, и на ум сразу приходит толстовское «Воскресение». Читаешь аннотации, возникает тема чиновничества — невольно вспоминаешь чеховские мотивы. Фабула сценария отсылает на 150 лет назад. Ко времени, когда героями русской прозы становились «лишние люди».

 

Многие издания окрестили эту картину «фильмом о чиновниках», либо поставили клеймо: «кино про коррупцию». Создатель картины Светлана Проскурина, обратившись к залу, разъясняет: профессия тут совершенно ни при чём.

– Для меня никогда не было важно, кем герой работает. Мы говорим о человеке, о том, что происходит у него внутри. На нас столько всего влияет, что профессия – это данность. Не мы её выбираем, она нас выбирает. Вы думаете, я всегда хотела быть режиссером? Я мечтала быть чудесной женщиной, сидеть на диване, курить белую сигарету и смотреть вдаль. Желательно, на море, — делится со зрителями режиссёр «Воскресенья».

В центре сюжета — провинциальный чиновник Терехов (Алексей Вертков), отягощённый чувством рефлексии. Утреннюю безмятежность нарушает звонок из больницы. Пытавшаяся свести счёты с жизнью любовница неподрассчитала и осталась жива. Друзья и знакомые, убежденные в том, что Терехов на неё «хорошо влияет», настаивают на его разговоре с пострадавшей.

Отличительная черта диалогов «Воскресенья» — их тягостность. Герои, в силу кардинально различных мировоззрений, постоянно сталкиваются с недопониманием, неспособностью объясниться и донести свои чувства, проваливаясь в коммуникационную пропасть.

 

Иной раз Терехову проще объясниться на языке «твёрдой валюты». С близкими людьми ему все-таки приходится наводить мосты. Смертельно больная мать Терехова (Вера Алентова) пытается посоревноваться с сыном в степени отчаяния. Но Терехов невозмутим: перед тем, как выгореть окончательно, ему нужно успеть всем раздать по пухлому конверту банкнот.

– У меня свободы не очень много, а власти хоть отбавляй. Поэтому никто мне не может велеть, кого брать в картину, но все обсуждают. Мои

ассистенты звонят Алентовой… «Нет, я не езжу на кастинги, приезжайте в театр». Таким голосом… Большое искушение сразу «послать»! Но приехала. «Я вас не знаю. У меня есть вопросы к сценарию». Слово за слово… Надо отдать должное ее профессионализму: довольно быстро мы начали репетировать. На все репетиции она приходила вовремя, вела себя корректно, обдумано. Вообще, когда ставишь актеру сложную задачу, ему некогда думать ещё о чём-нибудь. Более чудесной старушки в России не найти! – рассказывает о работе с актрисой Светлана Проскурина.

Одним из немногих эпизодов в картине, когда чиновник сталкивается с зачатками схожего со своим мировоззрения — сцена встречи с дочкой. Терехов упрекает чадо за примитивные орфографические ошибки, подозревая в них проявление протеста. Она же отвечает: это никому не нужно, ни протест, ни безошибочность. Исходя из этого же принципа, герой Верткова игнорирует бастующих «зелёных», которые пытаются спасти одно дерево, не обращая внимания на тысячи других.

– У меня не было задачи рассказать о том, что чиновники — воры. Уродство — в каждом из нас, — озадачивает собравшихся Светлана Николаевна.

На уродство вокруг себя Терехов реагирует молчанием, задумчивостью, либо, как в случае с бывшей женой или «кладбищенским королём», увесистым кирпичом наличности.

Для Проскуриной немаловажен символизм, детали которого, порой, оказываются чересчур обособленным. Идеальный зритель «Воскресенья» — это внимательный «грибник». По ходу повествования он способен разглядеть и уложить в свою «корзину» разбросанные по всему лесу картины, маркеры смерти. Записка предвещает скорую кончину чиновника. Из материнской спальни доносится: «Я умираю». Глюкометр главного героя выдаёт плохой результат… Недурное продолжение воскресенья после неудачного суицида пассии?

Детали пограничного человеческого состояния образуют демоническую трясину, умереть и воскреснуть в которой, способен лишь Терехов. Проход сквозь темное царство леса. Рывок через поле. Раздача последних вещей. Потеря сознания от удара камнем, как результат встречи со случайными школьниками. И… воскрешение.

– Русский человек очень любит поговорить о том, что: «Давайте попросим прощения у Бога, а ещё лучше — покаемся, и ровно с этого момента мы все будем прощены. Все забыто, вся грязь, гадость ушла за словом «прости». Ты начинаешь что-то новое». Да ни на одну минуту! Твоя жизнь никуда не денется. Путь, который ты прошел, твои низ и верх не перестанут бороться, а ты — получать вопросы и уроки. Поэтому, и финал такой. Герой должен

погибнуть, чтобы всплыть. Быть распятым, дабы воскреснуть. Это мой любимый план: когда Вертков разрезает реку: реку конца или реку начала — признаётся режиссёр фильма.

Ближе к финалу персонажи начинают искать амнистии и милосердия: кто-то у ближних, кто-то у самих себя. Пулемётной очередью «Воскресенье» выстреливает сильнейшими сценами. Параллельно с заплывом чиновника, мать Терехова кается своей няне-гувернантке: много лет назад Терехова жестко её обманула. Помощница по хозяйству реагирует так, как и полагается в таких случаях – пытается пришить старушку. В конечном счёте, милосердие побеждает злобу, и потенциальная убийца прощает героиню Алентовой.

Подобно германовскому генералу Клёнскому из «Хрусталёв, машину!», осуществившему свою мечту уйти в народ и затеряться на бескрайних просторах страны, Терехов устремляется вдаль. Алексей Герман всерьёз считал, что многие интеллигентные люди, начиная с царя, мечтали стать бакенщиком. Его Клёнский в финале показан счастливым комендантом поезда, который дурачится, прилепив себе на голову граненый стакан с портвейном. Более сдержанный, уравновешенный, но не менее счастливый Терехов встречает финал с эмалированной чашкой в руке на борту случайного баркаса.

Несмотря на весьма скудный прокат, распрощаться с наличными и воскреснуть вместе с Тереховым можно будет совсем скоро – в партере онлайн-кинотеатра «ivi».

1/11

 

 

Please reload

 БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ: 

 

Ноябрь 2017: Курс "Школа издательского дела и журналистики" 

 

Декабрь 2017: Курс "Телерадиожурналистика"

Январь 2018: Школа эффективных коммуникаций

 

Апрель 2018: Международный молодежный форум СМИ "Медиа-старт"

 

Июнь 2018: Школа медиа-бизнеса

Октябрь 2018: Школа event-бизнеса

 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • YouTube Social  Icon
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
Please reload

ПОИСК ПО ТЭГАМ: